ВЕЛИКИЙ И ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ МАСОН (GRAND AND SUBLIME MASON)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВЕЛИКИЙ И ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ МАСОН (GRAND AND SUBLIME MASON)




В Королевской Арке Еноха предполагается, что кандидат должен получить
Утраченное слово Святого и Королевского Искусства (Lost Word of the
Holy and Royal Art), но его сообщают и в нескольких других степенях.
Условием здесьвыступает понимание, что способы восстановления могут
быть различны, ведь даже Божественные имена в религиях Христа и Израиля
многочисленны. То, что Утраченное слово находится в этом же классе
духовных вещей, говорит о влиянии иудейской теософии, то есть каббалы,
сказывающемся в каждом моменте развития масонства. Очень часто
предлагаемые способы говорят о полном отсутствии осведомленности в
предмете у творцов степеней, часто — лишь о начатках таковой, но сама
эта связь с иудейской традицией всегда открыта нашему вниманию. В
степени, которую я, пользуясь кратким кодексом, называю Великий и
Величественный Масон, то, что открывается в Арке Еноха, сообщается во
второй раз, при обстоятельствах, которые я вскоре опишу. Это касательно
первого и общего о ней представления. Второе, что необходимо о ней
сказать, содержится в ее лекции — речь там идет о том, что Великие и
Величественные Масоны есть единственные хранители древнего масонства.
Мы увидим, что эта претензия связана с преданием степени, выраженным в
уже хорошо знакомой нам форме: ее варианты встречаются во многих
обрядах и степенях, при этом большинство из них исключают друг друга.
Кроме этого, она, конечно же, носит характер притчи. В-третьих, надо
отметить, что эта степень присутствует в немалом количестве послушаний,
правда в основном из прошлого, и носит много разных названий. Здесь они
приведены в историческом порядке: (1) Великий Ecossais Масон
Совершенства Священного Свода Якова VI (Grand Ecossais Mason of
Perfection of the Sacred Vault of James VI), (2) Степень Совершенства
(Degree of Perfection, сокращенный вариант предыдущего названия), (3)
Шотландский Рыцарь Совершенства (Scottish Knight of Perfection), в
современном английском Принятом обряде, (4) Великий Избранный Древний
Совершенный Мастер (Grand Elect Ancient, Perfect Master),
первоначальное название
! в Совете Императоров, (5) Ecossais Совершенства, или Ведший
Избранный, по классификации французского Верховного Совета в первой
половине XIX века, (6) Рыцарь Священного Свода (Knight of the Sacred
Vault), или Великий Ecossais Избранный (Elect) в Обряде Мемфиса, (7)
Великий Избранный Совершенный и Величественный Масон (Grand Elect
Perfect and Sublime Mason), в американском Шотландском обряде. Я не
рассматриваю эту степень в заметках ни о Королевской Арке Еноха, из-за
большого символического временного разрыва, ни о Ecossais масонстве,
потому что она, степень, не обладает его сомнительными
характеристиками, и, наконец, ни в статье об избранных степенях, потому
что она не относится к избранному масонству.
Основные положения легенды. Эта степень прошла через столь же
многочисленные перемены в своей ритуальной части, как и в своем
наименовании. Мы можем сравнить версию Рагона в его отчете о
Капитулярных степенях с версией Пайка, которая, в свою очередь,
основывалась на нескольких версиях, существовавших в прошлом, и
предложила свой вариант широко распространенного мифа, повествующего о
сохранении масонства в Палестине на протяжении всего времени от
Соломона и строительства его Храма до эпохи крестовых походов, другими
словами, теорию о передаче тайной традиции от Завета Израилева до
Завета Христова. Можно лишь сожалеть, что этот сюжет не попал в более
способные руки, чем руки оригинальных его творцов или американского
Великого Командора, редакции которого он, естественно, подвергся.
Предание дается здесь в самой общей форме и рассказывает о том, как
некоторые масоны, о которых мы еще услышим в связи с Королевской Аркой
Еноха, принесли с собой истинное слово из Иудеи в другие страны, давая
бесценные наставления тем, кто был достоин стать еще одним хранителем
Королевского Искусства. В нижних степенях масонство получило
распространение посредством гораздо менее осторожных его хранителей и в
своем самом распространенном виде деградировало. Однако верховные
таинства остались в сокровенном хранении
великих и величественных масонов. Они пребывали вначале в Египте и
Ассирии, затем переместились в Европу, и, наконец — так как нельзя было
не упомянуть в предании действительной родины символического масонства
— многие из них осели в Англии, Шотландии и Ирландии. Таким образом, и
Кильвиннинг и Хередом получили в этой легенде свое законное место.
Центром, однако, оставалась Палестина — христианский розовый крест
оставался в доме Святого Духа, пока братия странствовала по чужим
странам. Таким образом, должно быть, они также стали свидетелями и
света христианского, и хотя не говорится, что они приняли Новый Завет,
когда время пришло для правоверных европейских монархов освободить
Иерусалим из-под ига безбожников, величественные масоны приняли участие
в этом благочестивом начинании и прославились в нем чудесами своей
доблести. Результатом этого стало то, что многие венценосные и
титулованные крестоносцы стали просить о посвящении их в масоны. Здесь
легенда прерывается, и открытым остается вопрос, сами ли христианские
братья распространили в Европе то, что было поведано им на Востоке, или
были приняты в сокровенные и святые дома, уже существовавшие, согласно
мифической истории, на Западе.
Версия барона Чуди. Как я уже сказал, существует несколько версий этого
мифа, и, учитывая, что именно он открывает возможность масонству вести
свое происхождение от тамплиеров, нам надо рассмотреть если не
оригинальную, то хотя бы самую раннюю из доступных нам — а именно
версию барона Чуди, изложенную им в его знаменитой «L'Etoile
Flam-boyante» (Пламенеющей звезде). Возможно, что его вариант
повествования составлен на основе предания, излагаемого в Четырнадцатой
степени Совета Императоров — а, как я уже указывал, этот обряд возможно
начинался с гораздо более скромного ритуала, расширившегося
впоследствии, — возможно, также, что степень Великого Избранного
Древнего Совершенного Мастера в его рамках была творением самого Чуди,
собственноручно составившего много степеней и, как говорят, учредившего
целые обряды со всей их сложной процедурой.
Рыцари Утра. «Древнейшим из воинствующих орденов или первым, учредившим
себя в корпоративном виде, были Рыцари Утра и Палестины, которые, кроме
того, были и предшественниками, праотцами или основателями масонского
братства. Я должен воздержаться от того, чтобы назвать точную дату их
образования, как и не осмелюсь я открыть их таинства, однако можно
сказать, что они были неутешными свидетелями всех тех бедствий, что
обрушились в свое время на Иудейское царство. Они с упованием взирали
на то время, когда Бог соизволит повернуть свои сострадательные очеса
на эту святую местность, ведь в ней присутствие Его было явно со времен
Моисея. Большинство из них было все еще не убеждено в том, что Его
Божественное Воплощение освятит Собой эти места во второй раз вестью о
Законе Благодати. Они, понуждаемые неблагоприятным положением и почти
полным разрушением еврейского государства, рассеялись по разным
сокровенным местам. В таком состоянии ожидали они того грядущего
переворота, что вернет им во владение наследие отцов и позволит в
третий раз воздвигнуть Святой Храм, чтобы начать снова свое
благословенное служение, а также вернуться к тем возвышенным
обязанностям, что объединяли их когда-то вокруг особы их суверена. В
этом ожидании славного будущего они ревностно берегли свои старые
традиции, свои законы и свою литургию. Возраст мира подошел к тому
времени, когда осененный благодатью Божией Петр-Отшельник призвал
князей христианских освободить Святую Землю — и тогда тайные компаньоны
поняли, что долгое изгнание их близится к концу. Из своего убежища в
Фиваидской пустыне, из тьмы веков вышли Рыцари Палестины, приняли свои
прежние знаки отличия и установили сообщение с теми, кто остались
наблюдателями в Иерусалиме. Эти последние заняли себя постижением
Природы и глубоким рассмотрением ее тайных сил, делая точные открытия,
что могли бы пригодиться Ордену в его деле. Особенное внимание их было
направлено на величественный труд Мориена (Morien), фиваидского аскета,
цель же их была сохранить в неприкосновенности те источники,
что были необходимы в осуществлении их планов».
Герметический мотив. Барон Чуди говорит, что его повествование далеко
не полно, так как речь идет о предметах, понятных лишь немногим, и,
несомненно, что его Рыцари Утра предоставляют нам широкие возможности в
смысле их отождествления с кем-то конкретным: это могут быть ессеи,
терапевты, наследники пророков или левитов, они могут быть прямыми
потомками Мельхиседека, царя Салимского, вернеровскими Сынами Долины
(Werner's Sons of the Valley) или Великими и Величественными Масонами
Четырнадцатой степени. Однако цели сокровенного братства всем известны,
так как Мориен был алхимиком своего времени, и его так называемый
величественный трактат сохранился до наших дней. Отсюда следует, что
соратниками, жившими в Иерусалиме, были сами последователи Гермеса, и
они практиковались в облагораживании металлов с целью впоследствии
обогатить рыцарство. Сказано, что они восприняли христианство, а когда
Рыцари Утра вернулись из Фиваидской пустыни, то и они были убеждены
поступить точно так же — из чего следует, добавляет автор, что
прекрасное строение, воздвигнутое давно в их сердцах, теперь, когда
время дошло до того, чтобы осуществить его на земле, надлежало принести
в «чистую, святую, незапятнанную, символическую жертву». Стоит лишь
вспомнить, что барон Чуди был человеком римской католической веры, а
кроме этого, и алхимиком-писателем.
Третий Храм. Дальше он утверждает, что все крестоносцы так или иначе
преследовали одну цель — строительство заново Храма в Иерусалиме, что у
них и у фиваидских отшельников было общее дело, хотя свои планы
последние хранили в тайне — кроме того, конечно, что они обладали всеми
замерами Первого Храма, что достались им по наследству от его
строителей. Кроме умозрительной архитектуры были у них и более славные
занятия. Без сомнения, под этим подразумеваются те занятия, какие
подобают сынам Гермеса. Под этим, несомненно, и то, что потом стало
символическим франкмасонством, ведь именно Militia Hermetica
(Герметическому Воинству), как здесь предполагается, обязано последнее
своими законами и конституциями, основными символами, если даже вообще
не самим ритуалом. По Чуди, Рыцари Утра приняли наименование
франкмасонов и так и назывались во время святых войн. Скромное
поведение и замкнутость их круга посреди всей тогдашней неразберихи
привлекли к ним внимание рыцарей-крестоносцев, которые пожелали быть
принятыми в их ряды, что подтверждает и предание о Великих и
Величественных Масонах. Посему был придуман определенный способ
принятия, каковой и является корнем и сущностью современного
спекулятивного масонства, и именно из этого первоначального обряда
выросло — благодаря посредственным имитаторам — все известное нам
безумное смешение странных формул, несвойственных аналогий и
двусмысленных символов. Таким образом, Рыцари Утра выступают
Мастерами-основателями, творцами и единственными носителями
Королевского Искусства.
Первичный орден. Барон Чуди рассказывает, кроме этого, что та небольшая
группа верных, что приняла наименование масонов — и кого он называет
также еще одним условным и невозможным титулом, — есть доказательство
существования самого древнего и самого благородного — «первого ордена в
мире, того ствола, лишь ветвями которого являются все остальные». В
подтверждение этого приводятся письменные свидетельства как
посвященных, так и профанов. Эти свидетельства, будучи «в стороне от
всякой традиции», «столь ясны и недвусмысленны, что наименее догадливый
сможет составить себе представление о всех тех действительных моментах,
в которых орден обнаружил свое присутствие, как, впрочем, и убедиться в
истинности существования его самого». Барон Чуди этим на первый взгляд
искренним заверением подражает своим алхимическим учителям,
двусмысленность утверждений которых была тем сильнее, чем больше они
настаивали на своей правдивости. Так как корпоративное объединение
Рыцарей Утра существовало лишь в его мечтаниях — подобных рамзеевским и
другим легендам множества высших степеней, — бессмысленно дознаваться,
кто же на самом деле скрывается под этим именем: Fratres Lucis
(Братья Света) и братья Розового Креста, относимые хронологией почти к
временам Эдема, пророческая школа в Израиле, что сохранилась в
христианскую эпоху, некая группа священников, которая стояла за всем
остальным иудейским священством. В голове Чуди они могли быть любым из
этих объединений или неким смешением их всех — в историческом смысле
это совершенно не имеет значения. Если смотреть на это в философском
аспекте, то это говорит лишь о некоем признании с его стороны факта
существования тайной традиции, передачи ее от поколения к поколению, от
эпохи патриархов и до того времени, когда она якобы была воспринята
масонством. Однако не лишним будет рассмотреть, в каком виде она
представлялась другому масонскому писателю, много лет спустя после
того, как автор «Пламенеющей звезды» покинул этот мир — послужив в
своих занятиях примером, которым многие вдохновляются еще до сих пор.
Фиваидские отшельники (The-bald Solitaries). Опубликованный от лица
анонима в Париже в псевдомасонском 5025 году «Diction-naire Magonnique»
(Масонский словарь) представлял собой собрание общего свойства статей,
в которых давалось представление о разных частях того символического
здания, что называется франкмасонством. Одним из его драгоценных камней
является легендарное повествование именно о той тампли-ерской степени,
в которой Орден Храма представлялся наследником пресловутых отшельников
фиваид-ской пустыни, исцеляющего братства терапевтов, и тех Рыцарей
Утра и Палестины, которые впервые появились на свет благодаря барону
Чуди. В пояснении к истории говорилось, что Александр, патриарх
Александрийский, былукрашением этого ордена, а уже в VII веке н. э.
тамплиеры произносили свои клятвы в присутствии Симона, патриарха
Иерусалимского. К XI столетию в их ряды вступило уже значительное
количество благодетельных крестоносцев, и именно в этот период Рыцари
Утра приняли отличительное название Рыцарей Храма, то есть тамплиеров.
Запрет ордена в начале XIV века стал окончанием лишь его явного
существования, на самом деле он не был разрушен: «он продолжился в
непрерывности — ив тайне — до настоящего дня и образовал собой степень
Избранных». Целью его, как утверждает один из его адептов, всегда был
стих псалмопевца «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему
непрестанно в устах моих» (Псалом 33, ст. 2). Также для ее обозначения
приводился отрывок из рыцарской клятвы: «Клянусь всегда помогать
бедному и почитать его за брата».
Тамплиеры. Согласно убеждению этого неизвестного автора, приводящего в
начале XIX века свой усредненный вариант предания тамплиерской степени,
Рыцари Утра, что столь неясно описаны в «L'Etoile Flamboyante»,
наверняка могут быть представлены — в качестве дополняющего комментария
к этой последней — как Рыцари Тамплиеры.
Ритуал степени. В церемонии принятия, версия которой есть у Альберта
Пайка, кандидат требует масонского совершенства, какового он больше
нигде — за исключением степени Rose-Croix — не может получить, хотя ему
надлежит путешествие гораздо более дальнее, если он желает, чтобы опыт
его был полон. Также он желает продолжить свой поиск таинства
Священного Слова, о котором он, стоя как бы на пороге, слышал в
Королевской Арке Еноха. Его подвергают короткой проверке на предмет
предыдущих степеней и масонскому экзамену его совести. Он приносит
клятву, его помазывают елеем — в символическом подобии освящению
Аарона, после чего следует церемония, похожая на евхаристическую — по
древнему обычаю, как неясно говорится в формулировке процедуры. Но в
отношении Священного Слова кандидату говорится, что по сути оно —
несказуемо, что произнести его можно лишь в сердце. Поэтому в сердце
должен он хранить священные таинства масонства, в сердце должно быть
высечено и само слово. Так он узнает, что делать ему в непосредственном
присутствии Великого Зодчего Вселенной, Которому возносится молитва о
том, чтобы кандидату можно было узреть Его. Уроком же степени
становится бесплодность поиска Священного Слова, однако при той
неясности, в которой пребывал обыкновенно Альберт Пайк, ему не удалось
выразить это со всей определенностью — и нам остается лишь догадываться об этом.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4658" > ВЕЛИКИЙ И ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ МАСОН (GRAND AND SUBLIME MASON) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.42 секунды