ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ (SUBLIME HERMETIC PHILOSOPHER)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ (SUBLIME HERMETIC PHILOSOPHER)




Когда Обряд Мемфиса был сокращен до тридцати трех степеней и получил
новое название — Старинный и Примитивный Обряд, степень, о которой я
хочу рассказать, была переименована в степень Рыцаря Герметического
Философа. В оригинальной редакции 1839 года она фигурировала как
Величественный Герметический Философ за № 40. В редакции 1856 года это
уже была степень Герметического Философа, формировавшая один из Сенатов
Герметических Философов. В классификации 1862 года она сохранила за
собой тот же номер, но вернула квалификацию Величественнои, в то время
как ее класс получил титул Ареопага. Ритуал характеризует глубокое
осознание собственных целей, и что касается работы Герметических
Философов, при открытии говорится, что ей свойствен прогрессивный
характер и что она не прерывается, разве что в момент смены ее
исполнителей. Кандидат выражает свое желание быть принятым в
Философскую Академию и затем экзаменуется на предмет своих успехов в
изучении таинств Природы и Науки, рекомендованного ему во время его
первых шагов в масонстве. Ему всячески помогает и оказывает содействие
его Проводник (Conductor), который отвечает от имени кандидата, и сами
таинства, как того и следовало ожидать, оказываются лишь бледными
копиями их мемфисских версий, а именно: (1) свойства тепла, сухости,
холода и влажности, приписанные семи планетам, (2) так называемая
власть чисел. На этом и основывается «высокое масонское достоинство
степени». Вознаграждение, ожидающее кандидата, это: (1) основные
положения наставления об алхимических определениях и (2) панегирик
Обряда Мемфиса. Первое дается через объяснение значения Герметического
Креста (Hermetic Cross). Говорится, что алхимия культивировалась
жрецами Египта, далее некоторые ее положения заимствуются из
«Герметического Катехизиса» (Hermetic Catechism) барона Чуди; также
говорится, что она исследует четыре элемента физики. В соответствии со
смыслом второго пункта, панегириком Обряда Мемфиса, Орден имеет своим
основанием религию, науку, знание и добродетель. Процедура завершается
«аллегорической речью степени», и последняя не имеет к первой никакого
отношения. В речи описывается прибытие в «небесное жилище» Авеля,
который хочет испросить милости для брата своего Каина или же
позволения снизойти к нему и утешить горе его греха. Благословенная
Иерархия Ангелов радуется, и «Бог милостиво взирает на грешника». Все
это могло бы сыграть определенную полезную роль, если бы было лучше,
более красиво сказано, однако в действительности сказанное остается
ничем по сути.
Масонское величие. В целом я думаю, что нечто безумное сквозит в том
особом внимании, которое редакция 1856 года уделила термину
«Величественный», но даже и в таком виде степень не может сделать
масона герметическим философом, разве что он уже был им при вступлении
в нее.ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ИЗБРАННЫЙ ИСТИНЫ (SUBLIME ELECT OF TRUTH)
Девиз этого обряда — Lux in Te-nebris (Свет во Тьме). Он же — основной
мотив двух степеней, одна из которых известна как Рыцарь Адепт или
Херувим, другая же носит название Величественного Избранного, или же
Конечной степени масонства, «выше которой нет». Это Суверенный Совет,
где главенствует Мастер. Как показано в главе о степенях Избранных,
обряд был основан в 1776 году в Ренне, но по его собственной версии это
событие произошло в 1748 году. Руководствуясь историей масонства высших
степеней и самим содержанием обряда, я с уверенностью заключаю, что это
свидетельство подложно, однако не вижу особого смысла дискутировать
вопрос, так как вряд ли кто-то всерьез возьмется оспаривать мое мнение.
Смысл передаваемой в ритуале степени метафоры света в темном царстве
откроется нам, когда мы двинемся далее. Ритуал этот по-своему важен, и
руководство обряда выдавало патенты на установление Советов, не требуя
никаких взносов. Оплате подлежали только сертификаты второй степени,
которые были установлены в десять франков. Масонской квалификацией,
необходимой для принятия, была степень Rose-Croix.
Законы ордена. В первую очередь я хочу рассмотреть некоторые правила и
регламент, явившиеся продолжением статутов и постановлений двух означенных
степеней. (1) Привилегии, дарованные Адептам и Избранным Братьям, имеют
сходный с другими вид, наделяя властью смещать и приостанавливать
членство офицеров Голубой Ложи, не исключая и Мастера, а также и решать
разногласия, возникающие в нижних степенях. (2) В обязанности Адептов
входило посвящать и руководить продвижением до степени Rose-Croix; в
обязанности Избранных Братьев — до степени Адепт в Ордене, «но при
условии, что там, где они действуют не в обычной правильной ложе». (3)
Суверенный Совет ордена располагался в Ренне и состоял из девяти
членов. (4) Патенты на учреждение Вспомогательных Советов выдавались
только «по письменному запросу Регулярного Суверенного Капитула
Rose-Croix (Regular Sov.'.Chap.'. of R. S и должны были вручаться
Депутатом (Deputy), правом которого было принятие в обе степени
ордена». (5) Вспомогательные Советы не должны были превышать семи
членов, однако при некоторых обстоятельствах, суть которых не столь
важна, эти советы обладали возможностью собираться с другими таким же.
В странах, с которыми Франция поддерживала мир, Орден мог найти все
необходимое для учреждения Суверенного и Вспомогательных Советов. (7)
Основной квалификацией для кандидатов было моральное превосходство над
всеми предрассудками, и именно в связи с этим, без всякого сомнения,
(8) вступление в ряды Ордена было недоступно для «людей церкви» — то
есть, в основном, священнослужителей. (9) Хотя Орден, строго говоря,
состоял из двух степеней, во второй из них упоминается о некоей
предварительной степени Rose-Croix, Суверенный Совет Департамента
которой размещался в Париже. Эта степень, видимо, была единственным
промежуточным звеном на пути кандидата. (10) Этот Суверенный Капитул
был открыт на заседании 21 ноября 1804 года, и думаю, та же дата —
точное время основания Ордена. Нет ни малейших оснований предполагать,
что Орден учреждал советы где-либо за пределами Парижа и Ренна, а также
что он существовал в течение хоть сколько-нибудь значительного периода
времени.
Первая степень. Поскольку степень Рыцаря-Адепта объявляет себя
avant-dernier de la MaQonnerie (предпоследней в масонстве) вообще, у
нас складывается соответствующее впечатление о том, что она значила для
ее создателей и в связи с чем мы можем определить свою позицию.
Масонский исследователь, однако, с самого начала оказывается жестоко
обманут в своих ожиданиях — главой ложи считается Адам, брат Истина —
Церемониймейстером, а остальные — Херувимами. Тем не менее, к счастью,
ничего не говорится о том, что Первый Человек был одновременно и Первым
Масоном и что Первая Ложа была расположена в саду Эдема, так же и
Братству не приписывается никаких притянутых аналогий с величественным
Хором Иерархии Божественных Ангелов. В Эдеме или где-либо еще, Адам
этой степени кажется далеким от земли и земных забот, так как он молит
о снисхождении мира и заботится о прогрессе человечества. Кажется, что
пока солнце в ложе Адептов находится в зените, на земле царит ночь,
вместо же достижения благословенного дня род людской упорствует на
земле в предрассудках, основанных на лжи и обмане. Ложа открывается,
чтобы найти одного или нескольких, решивших оставить сумрачное бытие
общего незнания, а закрывается, чтобы идти дальше в мир и пробуждать в
людях жажду истины, которая есть единственный источник всех
совершенств. Процедура степени. Кандидат входит, охвачен смятением,
желая выйти из темноты, победить дьявола, отказаться от предрассудков и
держаться ближе к свету. Если он подготовлен должным образом, он знает,
что может поднять глаза и увидеть несокрытую истину, достояние мудреца
и масона, когда избавится от всего груза ложного знания. Ему
развязывают глаза. Он получает необходимые знания о природе истины,
после чего обнимается мастером, одежда которого украшена знаками
ордена, и получает слово: Адо-наи. По всему видно, что процедура
исполнена простоты, но несет ли она в себе зерно мудрости — зависит
только от качества ее исполнения.
Наставления степени. Основные положения речи, прикрепленной к
означенной Первой степени, таковы: (1) В ложе Ученика Библия воплощает
не религиозное
знание, но Естественный Закон, исповедуемый Адептами. Это первейшая из
книг, печатью лежащая на сердце каждого из них. (2) В нас самих Богом
заложено все, что необходимо для нашего собственного просвещения и
наставления в поисках истины и счастья. (3) Союз с Богом есть Закон,
запечатленный в сердце. (4) Образ масона — Блистающая Звезда, масон
сквозь тьму ошибок и заблуждений идет к совершенству, которое также
есть Свет Истины (Light of Truth). (5) Низшие ступени масонства суть
предрассудки, по крайней мере на первый взгляд. (6) Слово, утерянное в
Третьей степени, никогда вообще не было в чьем-то владении, и сама
легенда указывает на злой умысел тех, кто порабощает ближних ложью: она
показывает, как вульгарное невежество любит пустые слова. (7) Степень
Совершенного Мастера, которая по собственной версии связана с
перезахоронением тела Мастера-строителя, символически представляет
человека, мертвого для голоса разума и похоронившего себя во тьме и
неведении. (8) Избранный из Девяти, или Английский Мастер — в
соответствии с рассматриваемой системой — должен научить нас тому, что
наказание за наши грехи — в нас самих. (9) Избранный из Пятнадцати, или
Ирландский Мастер, наставляет нас в том, как возобладать над страстями
и сделать самих себя судьями собственных дел. (10) Избранный Мастер
учит нас, что хотя многие и многие могут быть посвящены в Первые
таинства, лишь избранные достойны Последних. (11) Степень Архитектора,
или Малого Архитектора, или Petit Ecossais налагает обязательство
расстаться с имуществом, не доверять недостойным братьям и учит
просвещенному рвению и мягкосердечию как антиподу фанатизма. (12)
Степень Второго Архитектора, или Ecossais, или еще Фаворита (Favourite)
— разъясняет смысл аналогии между масонским законом и законами природы.
,(13) Степень Великого Мастера Ecossais, или Великого Архитектора, в
которой кандидат должен достигнуть Третьего Неба, рассказывает таким
образом о месте обитания истины, если на земле ее больше нет;
изображенное же крещение Христа Иоанном Крестителем — символ повторного
рождения масона в сиянии Истины, в вере в Бога Единого, нового масона,
не знающего иных богов. (14) Степень Рыцаря Востока (или Меча) заводит
речь о Кире, символизирующем Истину, и Зоровавеле, чей разум помутило
ложное знание. Кир видит сон, в котором лев представляется ему
олицетворением фанатизма. Меч, данный Киром Зоровавелю, есть меч
истины, побивающей заблуждение. (15) Первый Храм Соломона есть
Естественный Закон, Второй же будет возведен из того же материала. (16)
Инициалы L. D. Р. это начальные буквы фразы Liberte de Passer
(Расчисти Путь).
Катехизис степени. Степень, конечно же, имеет и Катехизис,
представляющий различные масонские символы, некоторые из них в цеховом
масонстве имеют универсальное значение, другие же характерны для
отдельных высших степеней, несколько имеют специфическое отношение к
рассматриваемому обряду. (1)Циркуль — Справедливость. (2) Наугольник —
стремление к одной цели посредством манер — утверждение, смысл которого
для меня темен. (3) Уровень — Равенство и Неустранимая Справедливость.
(4) Отвес — Прямота, Созерцательность и Изоляция от ложных знаний. (5)
Грубый Тесаный Камень — порок, который необходимо искоренить, и
страсти, кои предстоит побороть. (6) Столпы — Твердость и Украшение.
(7) Кессон (Coffer) — Символ Секретности. (8) Ключ — дар прозрения
истины. (9) Пламенное Сердце — Очищение и Ревностное Служение. (10)
Круги, Квадраты и Треугольники — Неприкосновенность, Неизменность и
Божественность. (11) Vescica Piscis (Созвездие Рыб) — символ того, что
ничто не ускользает от глаз Бога, что скромность есть часть
нравственности природы, но что единственное ее намерение не допускать
использования в корыстных целях того, что чисто само по себе. (12)
Свет, проходящий сквозь Сферу, наполненную водой, — ценность
направленных в верное русло страстей, которые таким образом становятся
подобны воде, питающей землю.
Фундаментальные принципы. Кардинальные заповеди степени, заповеди
честной и активной жизни, таковы: (1) братская любовь, (2) скептическое
отношение ко всему, что не может
быть математически проиллюстрировано, (3) благоразумие, научающее нас
не делать ничего из того, о чем мы могли бы после сожалеть, (4) прочная
уверенность в отеческой доброте Высшего Существа, запечатлевшего в
наших сердцах ту истину, что праведный путь земного счастья — делать
добро и избегать зла, даже с сознанием того, что. возможно, нет жизни
после смерти и воздаяния.
Вторая степень. Вторая степень, или Величественный Избранный, за
которой уже нет никаких Liberte de Passer, ибо она есть крайняя и
конечная степень масонства без церемониала и почти лишенная формальной
процедуры. При вступлении кандидат не произносит никакой клятвы. Вслед
за тем входит Глава Суверенного Совета для беседы с кандидатом, смысл
которой может быть кратко выражен в следующих положениях: (1)
Последователи рациональной философии отказались от кумиров и всех форм
идолопоклонства. (2) Они узнали, что существует аналогия или сходство
между языческими и христианскими мистериями. (3) Для них Божество —
Творец и Перво-двигатель, отстраненный и безучастный к бедам и страстям
человеческим. (4) Они придерживаются максим универсальной морали,
религии, исповедуемой сердцем.
(5) Возможной причиной возникновения предрассудков явилось искажение
изначального закона. Ужас человеческий породил безжалостных богов,
слабость же стала причиной появления особых посредников между человеком
и Богом. (7) Философы (то есть, видимо, хранители масонской традиции)
внешне согласились и приняли предметы всеобщего почитания во имя
сохранения общественного порядка. (8) Они нашли пристанище в Храме
Соломона. (9) Там они принимали желающих пройти посвящение в Малые
таинства, стараясь при этом проникнуть в особенности характера и
умственного склада каждого. (10) К Последним таинствам они допускали
лишь тех, кого считали победившими в себе все грубые предрассудки. (11)
Четыре низших и семь высших степеней масонства давали им знание
человеческой природы. (12) Слабые умы более всего занимали внешние
обстоятельства церемонии, иероглифика, предания и тайные слова. (13)
Такова двоякая природа предмета масонства в его обычных степенях,
четыре из которых относятся к Малому (Lower) и семь к Высшему (Higher)
Ордену.
Притязания степени. Речь дальше повествует о Величественном Ордене и
составляющих его степенях. Степень Rose-Croix — последняя проверка
кандидата на твердость характера, и «если он поддался соблазну ложного
знания, он навсегда остается на горе Хере-дом». Степень Рыцаря Адепта
(Chevalier Adepte), кажется, также в некотором смысле представляет
собой символическую проверку, так как история Адама в Раю суть еще один
рассказ о «своевластном Боге». Лучше быть истинным человеком, чем
Рыцарем Адептом (Knight Adept) ордена, но, так или иначе, степень носит
подготовительный характер и в оригинальной манере рисует все масонские
символы.
Ne Plus Ultra. Конечная степень — характерный образец первобытной
религии равенства. Она не обладает особым знаковым богатством. Доктрина
ее в своей сути — исповедание благой веры и гуманность, ее церемонии —
самопохвалы. Слово есть Природа. Единственный предмет поклонения —
естественный закон, единый Бог и братская любовь. Природа — ясное
свидетельство бытия Высшего Существа, ее Зодчего и Творца, сущность
которого не может быть постигнута. Наш долг перед Ним — долг
благодарности и совести. Если есть нечто другое, что обязывает нас по
отношению к Нему, Он даст нам знать со временем. Единственная форма
служения и почитания Божественного есть верность ему в сердце, любящем
родную землю, единственная управляющая сила — естественный закон.
Деистический орден. Последнее послание, последнее откровение и главный
ключ всего масонского знания превращается в банальный деизм,
оперирующий понятиями, которые являются не чем иным, как только набором
общих мест. Притязания системы — верх самонадеянности, реальные же
возможности ее весьма малы. Мне не хотелось бы комментировать
предложенные орденом интерпретации масонской символики, ибо, как мне
кажется, они сами за себя говорят. Я уже говорил, что
Орден Величественного Избрания — организация, значимая в своем роде, и
причиной тому тот факт, что Орден так или иначе был вполне логичным
масонским экспериментом для своего времени, хотя этот эксперимент и
потерпел неудачу. Во время, последовавшее за вольте-рианской
философией, эпохой энциклопедистов и Французской революцией, появилось
некое пространство для мысли, в котором универсальный масонский
символизм и церемониальная система были сведены к простому теизму.
Однако объяснение, предлагаемое той или иной системой, должно иметь
некую соразмерность предмету, чтобы найти себе в нем правильное
применение. Этого, однако, не было и в помине — без всякой внутренней
жизни она сама перестала существовать. Я уверен, что Парижу никогда
ничего не было известно о его Суверенном Совете Rose-Croix Хередома: он
обрел свое начало и конец в Рен-не. Что касается степеней, на которые
он распространил свой Lux in Tenebris — степень Избранного из Девяти,
или Английского Мастера, в том виде, в каком она была описана выше,
никак не соответствует тому, что действительно существует под таким
названием. То же относится и к Избранному из Пятнадцати,
отождествляемому с Ирландским Мастером. Мне ничего не известно и о
степени Ecossais, в которой кандидат достигает Третьего Неба, или
какого-нибудь другого его масонского подобия. Должно добавить, что в
речи, прикрепленной к степени Рыцаря Адепта, ссылки делаются не на
разрозненные степени, а скорее на некий состоящий из них упорядоченный
обряд. Однако я нигде не встречал упоминаний чего бы то ни было
подобного этой конкретной последовательности.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4664" > ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ (SUBLIME HERMETIC PHILOSOPHER) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.30 секунды