ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ (EGYPTIAN INITIATION RESTORED)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ (EGYPTIAN INITIATION RESTORED)




В 1770 году немецкий масон по фамилии фон Кеппен совместно с И. В. Б.
фон Химменом создал Египетский обряд из семи степеней под названием
«Krata Repoa», каковое словосочетание, по словам некоторых,
символизировало Божественное Безмолвие. Принимая во внимание источники,
которыми пользовались эти компиляторы, можно предположить, что на самом
деле оно состоит из двух измененных греческих слов кратер — vas in quo
miscetur vinum (посуда для вина), винный кувшин или бокал, и рёттш —
propensus sum ad aliquid (склоняюсь к чему-либо), другими словами,
притягательность или расположенность — в данном случае к вину, что
отсылает к дионисийскому восторгу, понимаемому в рамках мистерий. Эта
система, скорее всего, существовала только на бумаге, познания же ее
авторов о Египте вполне соответствуют уровню египтологии того времени:
по большей части они основывались на сочинениях греческих писателей,
таких как Ямвлих, Плутарх, Порфирий, Геродот, Диодор Сицилийский, и
некоторых латинских — например, Цицерона и Апулея. Тем не менее работа
была проведена со всем возможным тщанием, и ее результат теперь для нас
представляет явный интерес — в своем роде он весьма убедителен. Более
того, на него довольно часто ссылаются, и, поскольку этот труд не имеет
по сей день адекватного перевода на английский, я постараюсь передать
его смысл в пересказе, для начала уделив внимание перечню имен и
названий, используемых в различных его степенях. Среди них есть такие,
которые попросту пересказывают сюжеты греческой мифологии и не требуют
специальных познаний в этой области, для других же достаточно самого
поверхностного знакомства с греческим.
Некоторые должностные титулы. В самом ритуале слово «па-стофорос»
заменяло привычное «кандидат», однако исконное его значение скорее
ближе к «надсмотрщик», «надзиратель» — к примеру тот, кто несет во
время церемонии образ божества. Апулей использовал его для обозначения
жреца Исиды. «Неокорос» это purgator templi (очиститель храма).
Встречаются нам также «ето-листес» и «иеростолистес», соответствующие
стражу в ризе и Cancellarius (охраняющий), но это объяснение
принадлежит самому обряду и кажется не вполне достоверным.
«Меланофорос» —это тот, кто облачен в черное или траур. «Христофорос» —
Christum ferens (Христос под ношей), что отсылает нас к крестной ноше
Спасителя, но само по себе означает того, кто носит следы помазания.
Некоторые слова образованы от измененных греческих, например
«па-раскистес» (потрошители) и «ерои» (бальзамировщики). В греческом
для обозначения первого обычно использовали слово тарьхеитт)^ —
латинский эквивалент его — pol-linctor. «Одос» в Krata Repoa почему-то
означает оратора, в действительности же это слово значит порог или, с
другим произношением, отправной пункт, путь, путешествие и помощь в
пути. Капитул посвящаемых называется «Никсоном», какового слова в
греческом не существует. «Закорис» означает «казначей», но я смог
обнаружить лишь позднелатинское za-conis, эквивалентом которого
является «дьякон». Особое внимание следует уделить слову «панеа»,
которое, согласно обряду, означает человека, знакомого с таинствами.
Ближайшее греческое слово — тгаубюс, что значит panici terrores
(панический ужас), и это наделяет слово «панеа» новым смыслом —
«переживший ужас встречи с великим Паном». Произнесенное с другим
ударением, слово Traveia означает луперкалии, игрища и жертвоприношения
в честь Пана. Остальные термины будут расшифрованы далее.
Имена степеней. Семь степеней Krata Repoa таковы: Пастофорос; Неокорос;
Врата Смерти, или Ме-ланофорос; Битва Теней, или Хри-стофорос; Балахат;
Астроном пред Вратами Вога; Профета, или Са-фената Панеа.
Врата Человека. Кандидат в первую степень готовится к принятию в пещере
и оттуда Тесмо-форосом подводится к Вратам Человека. Тесмофорос —
создатель законов мистерий. Ворота открываются, и испытуемому задается
ряд вопросов, после чего его оставляют блуждать «во мраке Биран-ты» под
искусственно создаваемые раскаты грома и бурю, вспышки молний и т. д.
Если он при этом сохраняет выдержку и спокойствие, Чтец Законов
цитирует конституции общества, которые требуют его
согласия. В определенный момент кандидату на голову надевается капюшон,
и в конечном счете его подводят к Иерофан-ту. Он произносит клятву
верности и неразглашения тайны, во время которой к его горлу приставлен
меч. После этого его возвращают к свету и ставят перед двумя столпами,
между которыми располагается лестница из семи ступеней, ведущая в
сводчатый зал с восемью входами. Кандидату говорят, что эти двери
недоступны профану, но они откроются перед ним как перед усердным и
прилежным учеником. Его предостерегают от предрассудков и страстей,
способных увести его в сторону с пути блаженства, ему дается совет
направить свой разум в сторону Бога, Источника и Хранителя всего. За
этим следовало восхождение вверх по лестнице, с каждой ступенью которой
Кандидат открывал для себя новые символы, включая толкования имен и
атрибутов Бога, совершенно отличающиеся от тех, что известны
непосвященным. В конце концов ему сообщалось главное слово ордена, его
пароль. Слово было «Аморм» и означало: «Бди». Ему выдавался особый
знак, медаль или талисман, называвшийся Ксилон, и он с этой минуты
становился Хранителем Порога. Ступень Пастофороса была посвящена физике
и содержала наставление в метеорологии, анатомии и искусстве
врачевания. Он также приобретал знание скрытого смысла символического
языка и иероглифической письменности.
Степень Неокорос (Grade of Neo-koros). Послушничество длилось один год,
и затем в приготовлении для степени Неокорос тех, кто считался
достойным, им предписывался суровый пост. Кандидата снова отводили в
темную комнату или грот, где прекрасные женщины, жены священников или
девушки, посвященные Диане, подносили ему избранные яства. Когда он
восстанавливал свои силы, они начинали делать попытки возбудить его
желание, прибегая к различного вида обольщениям. Чтобы удостоверить
свою способность управлять собой, он должен был противостоять им, и,
если он успешно проходил испытание, Тесмофорос, Сопроводитель в Пути,
подвергал его дальнейшим испытаниям. Столистес, носящий asper-gillus
(сосуд с водой для окропления), очищал его водой, а затем его призывали
к ответу, спрашивая, была ли его жизнь чиста и праведна. Сопроводитель
со змеей в руках стремительно приближался к кандидату и бросал на него
эту змею, и сразу же весь зал посвящения казался наполненным
рептилиями, вселяющими в душу ужас. Чем большую отвагу он проявлял во
время этого сурового испытания, тем более бурными были поздравления
после его завершения. Его подводили к двум высоким столпам,
представляющим Запад и Восток, между которыми как символ солнца
восседал грифон, катящий колесо, из которого исходили четыре луча,
символизировавшие четыре времени года. Он получал в руки кадуцей как
воплощение солнечного цикла и его движения в плоскости эклиптики, а
также ключевое слово «Ева», которое должно было воплощать Жизнь, а
также Змея. Условным знаком была поза со скрещенными на груди руками.
Члены степени Неокорос выслушивали наставление в (а) использовании
гидрометра для расчетов времени разлива Нила, (Ь) геометрии, (с)
архитектуре. Эти науки были тайной и открывались лишь тем, чьи
достижения превышали позволяемое обычными человеческими способностями.
В попечении Неоко-роса находились столпы.
Врата Смерти. Если кандидата считали достойным следующей степени, а
именно Врат Смерти, его уведомляли предварительно о дне принятия, и в
этот день сопровождающий вводил его в вестибюль, над входом в который
было написано название степени. Через эту дверь он входил в царство
мертвых, где встречался с Параскистес, или Потрошителями, и Ерои, или
Бальзамировщиками, заставая их за работой. В центре располагался
саркофаг Осириса, так как предполагалось, что он как раз недавно был
убит. Кандидата допрашивали о его причастности к убийству, а затем,
заявив о своей невиновности, он, схваченный двумя могильщиками,
отправлялся в другую комнату, где его ждал Мелан-форос, одетый во все
черное. Царь Египта, также принимавший участие в церемонии, оказывал
кандидату радушный прием и, на тот случай, если он сомневался в своих
силах для дальнейшего испытания, предлагал ему золотую корону.
Зная, что он должен отвергнуть этот дар, он бросал ее к ногам царя,
после чего тот, взывая к мести, слегка ударял кандидата по голове
жертвенным топором. Могильщики укладывали его на землю, и Параскистес
обвязывали его бинтами, в то время как все остальные оплакивали его
смерть. Затем его тело проносили через двери с надписью «Святилище
Духов» к месту, где он, будучи сим волической жертвой, обнаруживал себя
лежащим в окружении ярких вспышек молний, языков пламени и т. д. Он
поступал в распоряжение Харона, как если бы уже стал духом, и Харон вез
его к месту суда над мертвыми, где он видел Плутона в окружении
Рада-манта и Миноса, а также Алекто-на, Никтея, Аластора и Орфея. Этот
ужасный трибунал подвергал его суровому допросу о его прошлой жизни и
приговаривал к блужданию в подземном мире. Далее бинты, опутывавшие его
тело, снимали, и посвящаемый получал новые указания: (1) никогда не
искать крови, (2) помогать членам Ордена, жизнь которых в опасности,
(3) никогда не оставлять непогребенным мертвое тело, (4) ожидать
воскрешения мертвых и Страшного Суда. Знаком, с помощью которого члены
этой степени узнавали друг друга, были объятия, символизировавшие
власть смерти. Паролем служило Monach Caronmini, означавшее «Я веду
счет дням гнева». Посвященный в эту степень до времени был занят
рисованием и изготовлением декораций для саркофагов и пеленанием мумий.
Ему попутно давались уроки иерограмматического пись ма и риторики.
Меланфорос оставался в загробном мире, пока не удостаивался более
высоких таинств, пройдя которые, он мог быть причислен к Параскистес
или Ерои, но единственно возможным путем к свету было получение доступа
к высшим знаниям. Битва Теней (Battle of Shadows).
Время гнева, как его называли, длилось обычно восемнадцать месяцев, по
истечении которых кандидата в степень Битвы Теней посещал Тесмофорос,
который ободрял его и давал ему меч и щит, приглашая его следовать за
собой. Проходя по загробному миру, кандидат подвергался внезапному
нападению окруженных змеями факельщиков, на лица которых были надеты
отвратительного вида маски. Сопровождавший ободрял его, призывая
преодолеть трудности. Но в конце концов он оказывался побежден, его шею
обвязывали бечевой и его, поверженного и беспомощного, переносили к
месту ассамблеи, где ему предстояло быть принятым в новую степень,
после чего тени со стонами исчезали. Кандидата ставили на ноги и
снимали повязку с глаз. В ослепительном свете иллюминации перед ним
представал царь, восседавший рядом с Демиургосом. Чуть ниже этих
сиятельных особ располагались Столистес, или Очиститель водой,
Иеростолистес, или Секретарь, Закорис, или Казначей, и Комастис, или
Мастер Пиров. Одос, или Оратор, поздравлял его с принятием и убеждал в
необходимости быть столь же настойчивым в дальнейшем. Ему подносили
чашу с горьким зельем — кукеон античных мистерий, — которую он должен
был осушить до дна. Затем он получал щит Исиды или Минервы, башмаки
Анубиса и принадлежавшую Орку накидку с капюшоном. Кандидата также
вооружали кривой турецкой саблей, которой он должен был обезглавить
жертву, замурованную в пещере, ко входу в которую его препровождали.
Когда он входил, все участники ассамблеи в один голос восклицали:
«Ниоба! Зри пещеру врага». Внутри же находилось изображение прекрасной
женщины, очень напоминавшее живую. Понимал ли он, что перед ним не
человек — неясно, но в любом случае он выполнял приказ и затем
демонстрировал отрубленную голову царю и Демиургосу. Последние,
поздравив его, сообщали, что отрубленная голова — голова Горгоны,
супруги Тифона, убийцы Осириса. Кандидат давал обет бороться со злом и
в дальнейшем и облачался в новые одежды. Его имя регистрировалось среди
судей земли, и с этого времени он мог свободно наслаждаться общением с
монархом, ежедневно получая пропитание с его двора. Вместе со Сводом
Законов он также приобретал специальные украшения, которые следовало
носить лишь при принятии нового Хрис-тофороса или же в городе Саисе.
Украшения изображали сову Минервы, и это означало, что человек рожден
слепым и получает свет лишь через опыт и изучение философии. Паролем
степени
было «Иас», имя верховного законодателя. Ассамблеи степени происходили
в капитуле под названием Пиксон, или Справедливость. От кандидата
требовалось изучить таинственный язык Аморм.
Степень Балахата (Grade of Ва-lahate). Христофорос имел право требовать
принятия в пятую степень под названием Балахат. В этом праве ему не мог
отказать даже Демиургос. Действие принятия начиналось в Зале Совета и
продолжалось затем в другой комнате, где кандидат был единственным
свидетелем ритуальной процедуры, в которой принимали участие все члены.
Вперед выступал некий Орус, в сопровождении нескольких Балахатов,
несших факелы. Они подходили ко входу в пещеру, из которой вырывались
языки пламени и в которой находился Тифон, убийца Осириса. Орус,
обнажив свой меч, вызывал на бой чудовище, которое имело сто голов и
огромных размеров покрытое чешуей тело. Герой умерщвлял монстра,
отрубал одну из голов и молча демонстрировал ее присутствовавшим.
Дальше по ходу ритуала следовало наставление, объясняющее
иносказательный смысл процедуры. Тифон олицетворял огонь, одну из
ужаснейших стихий, без участия которой, однако, ничто не обходится в
этом мире. Орус служил воплощением трудолюбия, превозмогающего жестокую
силу огня. Эта степень давала знание химии, и паролем, соответственно,
было слово «Химия».
Врата Богов. В приуготовление кандидата к следующей степени его
опутывали цепями. Степень высокопарно именовалась «Астроном перед
Вратами Богов». Сначала он видел Врата Смерти, служившие входом в
пещеру, уже известную ему по Третьей степени. Сейчас она была заполнена
водой, по которой плавала лодка Харона. Здесь же находились саркофаги с
телами тех, кто изменил Ордену. Кандидата предупреждали, что если он
последует их примеру и совершит подобное преступление, ему грозит
смерть. Он приносил еще один обет верности, после чего его посвящали в
тайны происхождения богов и умения управлять людьми, используя их
легковерие и доверчивость, а также в необходимость для этих целей
сохранять среди черни языческие верования, скрывая от простого люда ту
истину, что есть лишь один Бог, управляющий Вселенной, сущность
которого не доступна человеческому пониманию. Эта степень давала
практические навыки в астрономии, вменяя, однако, в обязанность
держаться в стороне от создателей гороскопов, чьим ремеслом движут
идолопоклонство и предрассудки. Кандидат достигал Врат Богов и
знакомился с их пантеоном. Тем, что он видел, были величественные
живописные полотна, а тем, что слышал, — их истории, и, рассказывая их,
Демиургос не скрывал ничего. Его обучали священному танцу, перед ним
раскрывали секреты движения звезд. Он получал пароль «Ибис», символ
бдительности. Также его знакомили со списком Главных Инспекторов и
членов общества, находившихся в разных уголках Земли.
Степень Адепта. Разрешение на переход Астронома в седьмую степень
должно исходить не только от Царя и Демиургоса, но и от всех членов.
Седьмая степень называлась «Человек, знакомый с Таинствами». Это также
касалось завершения его наставления в сфере общественного и
политического поведения. Принятие осуществлялось после шествия, на
котором людям демонстрировали священные символы. В следующую ночь
Adepti собирались не в пещере, а в обыкновенных четырехугольных домах,
что находились за городом. Они считались местом, где пребы вает Манес,
ибо предполагалось, что в них Орден будет сообщаться с душами умерших.
На самом деле глазам кандидата представали лишь образцы фресковой
живописи, изображающие сцены из человеческой жизни. Новому Профета
(Пророку) подносили напиток, в состав которого входили вино и мед, что
означало, что он достиг цели и впредь его ждет наслаждение всеми
преимуществами полученного знания. Символом степени служил крест,
представлявший ! кардинальные точки. Кандидат облачался в белые одежды
и брил голову. Опознавательным знаком были перекрещенные и спрятанные в
рукава руки. Паролем служило слово «Адон», происходившее от «Адонис».
Ему также присваивался титул Паннглах, что означало отрезание языка и
показывало, что, поскольку он постиг все науки, с него снят обет
молчания и он свободен говорить о чем угодно.
В последнюю церемонию входило обритие головы, так что волосы кандидата
приобретали вид некоей особенной квадратной прически. Теперь он знал
все о таинствах и мог читать архивы, написанные на языке «Аморм»,
которым он отныне владел. Но величайшей прерогативой седьмой сте- пени
было разрешение участвовать в выборах царя. По истечении некоторого
срока новый Пророк мог также быть избран Деми-ургосом.
Ранняя египтология. Я уже говорил, что нет ни единого следа — как не
было и никакой возможности — того, что церемонии этих степеней
действительно исполнялись, однако некритические исследователи, такие
как Рагон, все же включали их в свои списки масонских обрядов. Все
говорит о том, что Krata Repoa была плодом трудов частного
исследователя египетских мистерий, предполагавшего, что, как и другие,
египетская мифология может быть естественным образом объяснена с точки
зрения тайного сакрального знания, которым обладало священство того
времени. Krata Repoa была замысле-на как некое подобие семинарии для
жречества, подготавливавшей этот класс для дальнейшего политического и
религиозного управления народом. Эта система дает нам прекрасное
представление об уровне египтологии на 1770 год — той, что основывалась
на греческих источниках и по-гречески же именовала египетских богов. Ее
можно сравнить с более разработанной и научно выстроенной работой
барона де Сен-Круа, что была опубликована в 1784 году в Париже под
названием «Memoires: pour servir a 1'Histoire de la Religion Secrete
des Anciens Peuple (Мемуары: к истории тайной религии древних народов).
Для данного автора Египет был матерью все предрассудков, равно как и
всех позитивных знаний, жрецы были монотеистами, а их мифология
представляла собой систему иносказательных притч, служащих для сокрытия
их истинного знания или доктрины и для поддержания власти над народом.
Как мы видим, принципиальные позиции в обоих случаях совпадают и не
нуждаются в более подробном рассмотрении. Присутствующая в обоих
случаях, равно как и у Уорбертона, точка зрения вообще характерна для
определенных исторических периодов — если, конечно, принять во внимание
их различный уровень развития научного знания, — можно сказать, что и
по сей день она не окончательно потеряла свою актуальность. Krata Repoa
с точки зрения масонства представляет особый интерес, поскольку являет
собой образец радикального противоречия мечтательности герметического
масонства, школе Авиньона, Пернети и барону Чуди, для которых Египет
был действительно существовавшим святилищем тайного знания.
Египетские святилища. В заключение я хотел бы сказать, что Krata Repoa
— системе, представляющей из себя в лучшем случае гипотетическую
реконструкцию и в общем-то по большей части состоящей из домыслов
разного рода, — я уделил так много места, потому что ее рассмотрение не
лишено интереса в том, что касается того времени: тогда и во Франции, и
в Германии большинство людей, как масонов, так и просто исследователей
древности, смотрели на Египет как на колыбель всех античных мистерий,
что бы они ни понимали под этим словом. В дни расцвета масонства именно
Египет, а не Индия или Греция, считался страной, в жизни которой обряды
посвящения играли существенную роль. То же мнение по-прежнему
распространено и в настоящее время. Мне же как внешнему наблюдателю
кажется, что чем больше мы узнаем о святилищах Дельты, тем
величественней вырисовывается их истинная наука, из которой своей
первостепенной важностью показательно выделяется астрономия. Мне не
пристало выносить свои суждения о тех, кто считает, что «Книга мертвых»
— в аспекте некоторых ее частей — это действительно книга посвящения,
однако я помню, как некоторые, величайшие по мнению современников,
научные открытия прошлого с течением времени были опровергнуты, поэтому
нам остается лишь ждать, чью правоту докажет время в нашем случае.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4671" > ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ (EGYPTIAN INITIATION RESTORED) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.20 секунды