КАЛИОСТРО (COUNT CAGLIOSTRO)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



КАЛИОСТРО (COUNT CAGLIOSTRO)




Как мы увидим в свое время, в XVIII столетии в Германии и Франции от
лица некоторых си были заявлены притязания на осуществление ими
универсальной масонской юрисдикции.В числе тех, кто прославился таким
образом, был и Калиостро — с целью получения на этот счет разъяснений
его даже пригласили на Парижский съезд 1785 года. Несмотря на
присутствие, по крайней мере, двух письменных подтверждений, вряд ли он
откликнулся на приглашение: одно из свидетельств безусловно поддельное,
ибо взято из мифических мемуаров археолога Курта де Гебелина (Court de
Gebelin), опубликованных во Франции без каких-либо точных сведений об
авторе текста. Конечно же, нет смысла говорить и о самих претензиях
сицилийского мага — в отношении ли его самого или его масонской
системы. Он был известен как ученик алхимика Алфота-са (Althotas),
которого некоторые. противореча как историческим документам, так и
элементарной логике, отождествляют с теософом Шредером Германским
(Sroder of Germany). По собственным словам, Калиостро прошел в Египте
полное посвящение в «таинства подлинного Великого Востока», был
способен изготовлять золото и серебро и возвращать молодость, обещал
физическое совершенство тому. кто последует рекомендации герметической
медицины. Также он утверждал, что может вызывать призраков давно
умерших людей и что после двух тысяч лет своей жизни речь его стала
вдохновлена мудростью, дарованной ему веками истории.
Египетский обряд. Таковы, но крайней мере, слухи об этом человеке. В
свое время он имел колоссальный успех. Он был одной из самых заметных
фигур в наиболее просвещенной части общества самой просвещенной страны
мира, находившейся тогда в зените развития секулярной культуры. Однако,
с другой стороны, именно французскому скептицизму был обязан своим
успехом граф Калиостро. Известно, что он был посвящен в масоны в
Лондоне в некой неустановленной ложе и при непонятных обстоятельствах —
хотя и был вхож в некоторые вполне реальные английские масонские ложи,
где, правда, и он сам, и его мистические откровения открыто поднимались
на смех. Египетский обряд, открытый, или, если предположить, что он уже
существовал до того, найденный им, никак не подходил для скудного
воображения и интеллекта людей геор-гианской эпохи. Однако в
Курлянд-ском княжестве, в Страсбурге, Бордо и Лионе его ждал небывалый,
хотя и довольно непродолжительный, триумф. Главным предметом его
желаний было «учредить Материнскую ложу в Париже, которой бы всецело
подчинялось все масонство», и, следуя своему замыслу, он провозгласил
себя хранителем мистерий Исиды и Ану-биса, открытых ему на Дальнем
Востоке. Все его проекты и нововведения в конечном счете сводились к
поставленной им перед собой цели. Его успех объясняют мистификацией,
однако история его жизни — это один из тех случаев, в котором
невозможна беспристрастная оценка, кроме того, о ней позже стало
известно много нового, заслуживающего, как мы еще увидим, самого
тщательного рассмотрения.
Наука Пирамид (Science of the Pyramids). Многое из того, в чем его
обвиняют, исходило от римской инквизиции — такого рода источника, к
которому — если нами руководит чувство исторической справедливости —
необходимо прислушиваться с осторожностью. Тем не менее общеизвестно,
что Калиостро «заразил» своей персоной Париж и Страсбург, а одним из
его поклонников был знаменитый кардинал того времени. В качестве
показательного примера колоссального влияния этой личности можно
привести беспрецедентное заявление Людовика XIV, суть которого сводится
к следующему: тому, кто осмелится досаждать Калиостро, грозит обвинение
в государственной измене. Ходили о нем и другие слухи, но ни один из
них не заслуживает доверия. К египетскому же масонству даже Калиостро
относился серьезно, а что касается лживости его притязаний, то во
всяком случае они были не столь вопиющи на фоне длинного перечня
попыток, предпринимаемых до него каждой новой системой степеней с той
поры, когда Андерсон впервые представил фальшивую историю происхождения
всего Цеха в своей «Книге конституций», — не говоря уже о том, что
калиостровский вариант был гораздо более привлекателен.
Биографы-обличители Калиостро отмечали, что из мелкого жулика, каким он
на деле и являлся, введение им Египетского обряда превратило его в
великого шарлатана. В Париже на Рю-де-Судье он, как говорят, основал
собственный Храм Исиды и самого себя сделал в нем первосвященником. В
1785 году, основываясь на том, что при египетских храмах, по образцу
коих он создал свой собственный, состояли прошедшие посвящение жрицы,
он объявил, что к мистериям масонской Науки Пирамид могут быть допущены
женщины, после чего в день весеннего равноденствия было устроено пышное
посвящение мадам де Ламбаль в присутствии многих дам высшего света,
происходившее среди поистине восточной роскоши.
Филалеты. Парижские ложи с большим удивлением наблюдали за
происходящим, и нет ничего удивительного в том, что вскоре, с целью
узнать о его системе и о нем самом, он был приглашен их представителями
на общее собрание. Принял он это приглашение или нет, правда ли то, что
он поставил условием своего присутствия переход под покровительство его
системы Обряда Филалетов, — вне зависимости от этого в отношении
Калиостро съезд окончился ничем, как, впрочем, и само египетское
масонство со всеми его претензиями на обладание такими утраченными
секретами прошлого, как философский камень и великий эликсир: оно нашло
свой конец вместе со своим основателем в застенке инквизиции.
Джузеппе Бальзамо. Принято считать, что граф Калиостро был не кем иным,
как Джузеппе Бальзамо, сицилийским мошенником, уроженцем Палермо,
путешествовавшим по Европе и однажды посетившим Лондон. Но в 1910 году
Дж. М. Троубридж (Trowbridge) высказал сомнения в обоснованности такого
мнения. Им был проведен целый ряд интересных исследований, подробное
рассмотрение которых, однако, не входит в мои намерения. Со своей
стороны могу лишь заметить, что его выводы не кажутся мне
удовлетворительными, и посему для меня вопрос остается открытым.
Достаточно сказать, что Троубридж, в пику сторонникам гипотезы о
Бальзамо, относит пребывание Калиостро в Лондоне, куда он, имея
достаточно средств, но при этом никому не открывая своего прошлого,
приехал со своей женой к лету 1776 года. В целом я считаю, что
Троубридж своим умным и обстоятельным отчетом сослужил прояснению
своего предмета хорошую службу именно в том аспекте, который касается
позднейшего периода жизни Калиостро. И не потому, что он разыскал некие
новые факты, на которые ранее никто не обращал внимания, — дело в том,
что он предоставил новое, оригинальное объяснение жизни и деятельности
сицилийского мага.
Ошибки апологета. Поскольку упомянутый труд является важным вкладом в
изучение интересующего нас вопроса, его по возможности следовало бы
подвергнуть и серьезному исправлению. Автор, не являясь масоном,
видимо, не отдает себе отчет, например, в абсурдности заявления журнала
под названием «Courier de ГЕигоре» (Европейский курьер), что граф
вместе со своей женой прошел посвящение в Лондоне в некой ложе
Esperance (Надежды). Существовала ли тогда такая ложа, я не знаю, но я
отказываюсь поверить в то, что ее деятельность была как-либо связана с
обрядом Строгого Послушания — в любом случае ни тогда, ни теперь не
существует в Англии патентованной ложи, которая бы решилась принять в
свои ряды женщину, и в последнюю очередь подобное обвинение можно
предъявить Строгому Послушанию.
Сен-Мартен и другие. Из других источников Троубридж унаследовал
фактические ошибки в том, что касается жизни и деятельности Луи Клода
де Сен-Мартена, — при этом я сомневаюсь, что он пользовался работами,
которые появились уже после исследований Матте (Matter). Он мог
позволить себе не познакомиться с «Des Erreurs et de la Verite» (О
заблуждениях и истине), первой книгой французского мистика — в двух
томах in octavo (смотри соответственно с. 121 и 367), — высказываясь о
ней как о «странной книжонке». Кроме того, он так и не удосужился
прочитать позднейшие его работы, не упоминал и о том, что Свобода,
Равенство и Братство были для Сен-Мартена священной триадой. Он не знал
ничего о его жизни и отношении к известным тайным обществам: в
противном случае он не привел бы старую басню о том,
что Сен-Мартен являлся учредителем некоего масонского обряда, а именно
обряда Сведенборга, о каковом у Сен-Мартена было свое, вполне
определенное мнение. Он не стал бы, наконец, приписывать ему основание
мартинизма: это еще одна заведомая и давно разоблаченная выдумка. Ему
не стоило включать в свою работу и собственные толкования истории
розенкрейцеров: члены этого братства не подрывали веру в
сверхъестественное, они не утверждали относительно своего первого
манифеста, что нашли его в склепе Христиана Розенкрейца, так называемое
учение о Простейших Духах не было определяющим моментом их деятельности
— в широкой популярности этого учения виноват «Comte de Gabalis» (Граф
де Габали) аббата де Виллара, жившего полтора столетия спустя и
пользовавшегося в качестве источника сочинениями Парацельса; они не
считали философский камень символом удовлетворения нужд, и ни одна
мистификация с их стороны, реальная или приписываемая им, не могла
стать причиной масонского съезда в Вильгельмсбаде, созванного
Гроссмейстером Строгого Послушания. В тот период они действовали под
эгидой масонства, и их тайные ритуалы мне хорошо известны. Наконец, в
отношении алхимии, если бы Троубридж в своем коротком обзоре и
многочисленных ссылках опирался главным образом на собрание
византийских, сирийских и арабских алхимиков, опубликованное Берт-ло,
он бы предоставил нам более информированный отчет, а его указания,
связанные с Гебером (Geber), предстали бы в другой форме. Тот факт, что
наряду с мистической в алхимии существовала и физическая школа, видимо,
ускользнул от его понимания, но это к делу не относится.
Бальзамо и Калиостро. Возвращаясь к нашему предмету, я хотел бы сказать
следующее: я не считаю определенным раз и навсегда тот факт, что
Калиостро не являлся Джузеппе Бальзамо, к тому же, даже если это гак и
было, он все равно не предстает перед нами в лучшем свете. Он остается
тем же мистификатором, излучавшим ореол серьезности вокруг себя,
владевшим элементарными психическими способностями, а также некоторыми
благородными качествами — в каковых ему до этого отказывали все его
биографы. И хотя я, предостерегая все же против неосновательного
отвержения всего того, что обычно известно под именем магии, не защищаю
Калиостро, нам следует иметь в виду, что один из прославленных ее
мастеров не был такой страшной личностью, какой его привыкли
изображать.
Джордж Кофтой (Georg Cofton). Египетское масонство подвергалось
различного рода нападкам со стороны людей вроде Вудфорда, не бывших
свидетелями его ритуалов и не утруждавших себя разысканием достоверных
сведений о них. Эта система масонства была не лучше и не хуже сотен
других, современных ей, что так же канули в Лету вместе со своей
эпохой, и не лучше и не хуже множества до сих пор существующих. Нам
ничего не известно о ее происхождении, так как история, в соответствии
с которой Калиостро нашел готовое, так сказать, описание обряда в
бумагах некоего Джорджа Кофтона, о котором никто ничего до этого не
слышал, представляет из себя свидетельство сомнительного характера.
Может быть, ему и встретились материалы определенного свойства, однако
совершенно ясно, что сама система была разработана либо им самим, либо
под его непосредственным руководством. Доступные источники информации о
реальном содержании этих ритуалов таковы: (1) манускрипт из коллекции
Великой Шотландской Ложи и (2) печатная версия, опубликованная при
неизвестных обстоятельствах несколько лет назад во Франции. Оба
документа неизвестны в Англии и, поскольку один из них весьма
любопытен, я расскажу о его содержании достаточно подробно, в более
кратком виде коснувшись другого.
Египетские цеховые степени. Рукописная версия ритуала, хранящаяся в
Шотландской Великой Ложе, выполненная, конечно же, по-французски,
называется «Египетское масонство». Ее первая часть содержит некие
Статуты и Регламентации Почетной ложи «Торжествующая Мудрость» —
Материнской ложи Благородного Египетского масонства на Западе и
Востоке, учрежденной в таком качестве в Лионе Великим Коптом,
основателем и Гроссмейстером указанного египетского масонства во всех
частях земного
шара, на Востоке и Западе. Во второй части помещены описания трех
ритуалов, гипотетически соответствующих цеховым и носящих те же
названия — хотя нам следует понимать, что в Египетском обряде, как и во
всех высших степенях, от каждого кандидата требовалось обладание
степенью масонского Мастера.
(I) Степень Ученика. Цвет убранства этой ложи — голубой. Престол
Мастера был водружен на помосте, и к нему вели три ступени. Справа и
слева престол был украшен изображениями Солнца и Луны, сверху, над
головой восседавшего на нем Мастера, помещался треугольник, одним из
углов вверх, с написанным на нем именем — Иегова. На алтаре перед самым
престолом помещались жаровня и губка, вымоченная в спирту. Ложа
открывалась во имя Бога, и согласно конституциям обряда все
присутствовавшие вставали. По приказу начать принятие в ложу Великий
Инспектор Учеников (Grand Inspector of Apprentices) в сопровождении
братии первой степени удалялся для подготовки кандидата, находящегося в
Комнате Раздумия и созерцающего изображения великих пирамид, в
основании которых имелась пещера, охраняемая старцем, олицетворявшим
Время. Великий Инспектор забирал у кандидата часть одежды, все
металлические предметы, а также ценности. Затем прочитывалась речь о
пирамидах. Кандидат, будучи предупрежден о трудностях и опасностях,
ждущих его на пути философского постижения, решал, предпочтет ли он
этот путь праздности и богатству мира. Если ответ был утвердительным,
его вели ко входу в ложу, который открывался по сигналу,
соответствовавшему семи ударам, и он объявлялся одним из братьев,
прошедшим степени обычного масонства, готовым к принятию в ряды
масонства Египетского. Он вставал на колени перед престолом и давал
клятву в том, что он будет хранить тайну, в своей преданности и в своем
повиновении. Мастер облачался в символические белые одежды, и степень
считалась присужденной полностью вместе с ее знаком и священным словом
Элохим. За этим следовало пространное напутствие, касающееся (а)
естественной философии как союза Солнца и Луны, (Ь) сверхъестественной
философии как знания атрибутов Божества (Deity), (с) столпов J. и
В.'., символизирующих соответственно двух исследователей естественной и
сверхъестественной философии, (d) основания масонства Соломоном, (е)
орудий масонства, (f) знания семи металлов, (g) знания духовной
природы, (h) обращения (Invocation) к Божеству, (i) знания семи
ангелов, соответствующих семи планетам и их влияниям, (к) человека как
образа и подобия Божиего, (1) здоровья и болезней человека, (т)
употребления оккультных сил (the Use of Occult Faces), (n) возрастания
природного тепла и природной влажности (Radical Humidity), (о)
постоянства (Fixation) всего изменчивого (Volatile) и изменчивости
всего постоянного, наконец, (р) способу творить добро в глубочайшей
тайне.
(II) Степень Компаньона. Испытательный срок между первой и второй
степенью составлял три года, что, возможно, было лишь символической
цифрой. Возвышение, на котором помещался престол Мастера, имело пять
ступеней. Пространство над престолом украшала семиконечная звезда с
именем Бога в центре и именами, или титулами, семи ангелов на ее лучах.
У самого помоста был нарисован круг, внутри которого было изображено
сердце, в которое, в свою очередь, было вписано изображение храма, в
ознаменование того, что истинный Храм Господа строится в масонском
сердце. Вокруг сердца располагались кельма, Грубый тесаный камень,
Кубический и Треугольный камни, Кинжал, а завершали круг Солнце и Луна.
Под сердцем были изображены борющиеся друг с другом масон и Меркурий,
что символизировало трудности, сопутствующие поискам первоматерии
алхимиков. Над кругом возвышались двенадцать свечей, соответствовавших
присутствующим двенадцати Мастерам. Началом церемонии был сигнал из
пяти ударов. Ложа открывалась молитвой и «Veni, Creator Spiritus»
(Приди, Дух-Творец). Кандидат, равно как и Мастер, был облачен в белое.
Он очищался ладаном и давал еще один обет. Степень Компаньона
присуждалась ему, но в общих словах, и основными из них были: «Sic
transit gloria mundil» (Так проходит слава мирская). Знак был таков:
следовало
открыть рот — что напоминало о египетском ритуале — и сильно вдохнуть,
устремляя свой взор к небесам. Мастер своим дуновением делал из
кандидата нового человека.
(III) Степень Мастера. Еще одно название — Мастер Среды, то есть
Святилища Храма. Испытательный срок между Второй и Третьей степенями
составлял пять лет, и это, возможно, также имело символический смысл.
Возвышение, на котором помещался престол Востока, имело три ступени; на
нем было место еще для двух Празднующих (Celebrants) или Главных
Офицеров, олицетворяющих Соломона и царя Тирского, называемых
Возлюбленными Божьими (Beloved of God). Один из них был облачен в
белое, другой — в расшитое золотом голубое. Их ризы были украшены
именами семи ангелов. Двенадцать других Мастеров — Избранников Божьих
(Elect of God) — также участвовали в церемонии, которая начиналась по
сигналу в один удар, с исполнения «Те Deuni» (Боже), молитв Иегове и
обращением к семи ангелам. После этого Великий Инспектор выпускал
обрядового Голубя — юношу или девушку, одежда и обувь которых были
белого цвета. После произнесения молитвы об отпущении грехов и обета
преданности, Мастер, представлявший царя Соломона, совершал троекратное
дуновение на Голубя, которого затем отводили в палатку (скинию) и там
запирали. Посредством этих церемоний предполагалось привести Голубя в
состояние ясновидения, чтобы он (или она) мог получать послания от семи
ангелов относительно того, достоин ли кандидат посвящения, или других
вопросов, задаваемых Мастерами. Один из Мастеров продол-I жал
церемонию, обходя ложу по I кругу и прочерчивая своим мечом в воздухе
четыре окружности, останавливаясь в четырех кардинальных точках. Также
он чертил мелом круг в самом центре, окропляя север ладаном, юг —
миррой, восток — пеплом лавра и запад — пеплом мирта. После этого ложа
была полностью готова к принятию кандидата, которого вводили двое
избранных из братии и ставили в начерченный круг. Он вставал на колени
и произносил клятву, затем после отпущения грехов его окропляли водой и
иссопом. Представляющий царя Соломона дул на него трижды, его
обвязывали вокруг шеи красной бечевой, и Голубь вопрошал оракула,
благо-славляют ли кандидата семь ангелов, простерших над ним свои руки.
Кандидат вставал справа от святилища, то есть с южной стороны. Все
присутствующие садились, и произносилась речь, сопровождаемая молитвами
об освящении, а затем совершался кружной обход Храма и торжественное
благословение, причем некоторые из молитв имели явное сходство с
католическими. Речь касалась первоматерии алхимиков и символического
значения Розы и Феникса. Другой кодекс. До сих пор я излагал содержание
рукописи из собрания Великой Ложи Шотландии. Другая версия описываемых
в ней ритуалов появилась со значительным перерывом — с ноября 1906 по
июнь 1909 года — в «L'lni-tiation» (Посвящении), официальном печатном
органе мартинистов Франции, выпускаемом под редакторством Президента их
Верховного Совета. Кроме того факта, что две рукописи в основном
идентичны — что легко объяснить тем, что в основе их лежит один и тот
же предмет, — текст напечатанной версии убеждает меня, что содержащиеся
в ней расширения и дополнения подлинны. В марте 1906 года стали
известны некоторые библиографические подробности относительно
манускрипта, на котором она основывалась. Появились они анонимно,
будучи подписанными лишь литерой «X». Я перечислю главные тезисы,
учитывая все необходимые оговорки, хотя лично не сомневаюсь, что они
верны: (1) Архив Египетской ложи «Торжествующая Мудрость» в Лионе
перешел во владение ее преемницы, ложи «Мемфис», собиравшейся в том же
здании, что и первая, начиная с 1805 года. Говорится, что она
принадлежала также к Египетскому обряду, хотя мне лично это
представляется сомнительным. Так или иначе, в 1822 году в дело
вмешалась полиция, и ложа была закрыта по политическим причинам,
каковой запрет действовал и в 1906 году. (2) Этот архив включал
рукопись Калиостро о египетском масонстве — внушительный том in quarto,
не переплетенный и содержащий множество рисунков. (3) Некоторым
необъяснимым образом эта рукопись попала в руки Дюб-рейля
(Dubreuil), члена «Торжествующей Мудрости», завещавшего его
неизвестному, который в свою очередь завещал ее ложе «Совершенное
Безмолвие». В 1906 году ее хранителем был Секретарь этой ложи. О судьбе
остальной части архива ничего не говорится.
Египетские Чертежные Доски. В части, касающейся обряда и литургии всех
трех степеней, расхождения незначительны, однако надо отметить, что во
втором варианте содержится следующее полное описание их Чертежных
Досок: (1) Для Ученика — рисунок, изображающий дверь в Храм, к которой
ведет лестница из семи ступеней и которая прикрыта завесой, справа и
слева — надписи: «Arcanum Magnum» (Великая Тайна) и «Gemma Secretorum»
(Драгоценность Сокровенная). (2) Для Компаньона — как мы уже видели —
Храм, помещенный в сердце, озаряемый светом Солнца и Луны. (3) Для
Мастера — Феникс на погребальном костре, под которым — кадуцей и
нагрудный меч. На рисунке, соответствующем степени Ученика, масонский
Мастер угрожает спящему Меркурию, олицетворяющему первоматерию, на
рисунке для степени Компаньона к ним добавлен Сатурн, третья же
Чертежная Доска изображает Время, лишенное своей косы, которая лежит
разбитой у ног масона.
Лекции степеней. В египетском масонстве катехизисы, или лекции,
прикрепленные к степеням, попросту представляют собой пересказ
аналогичных герметических лекций — хотя оно в основном и отказалось от
притязаний герметического учения на получение знания непосредственно из
рук великих мастеров древности, таких например, как сам Гермес, Василий
Валентин, Арнольд де Вилла-| нова, Раймонд Луллий и Бернард Тревизан,
решив для себя полагаться лишь на авторитет и вдохновение Великого
Копта — то есть своего основателя. В Лекции степени Ученика говорится,
что пер-воматерия была сотворена до человека, обеспечив тем самым его
бессмертие, но человек злоупотребил Божественной Благодатью. Тогда
великий дар был вверен попечению немногих избранных, среди которых были
Енох, Илия, Моисей, Давид, Соломон и царь Тирский. Гран этой материи,
как утверждалось, «обещал вечность». Акация выступает ее главным
символом, однако ту ее часть, что относится ко всему живому и
непостоянному, воплощает Грубый тесаный камень, которому предстоит
обрести после очищения кубическую форму. Затем первоматерия должна быть
поражена насмерть ударом кинжала, представляя таким манером новую форму
образности, сводящую на нет первоначальную. За этим следует дальнейшее
очищение мертвого тела в соответствии с системой из семи стадий,
соотносящихся с семью цветами спектра, последний из которых — цвет
свежей крови. Тем самым осуществляется бракосочетание Солнца и Луны.
Говорится о том, что предание масонства символизирует философский
процесс — имеется в виду убийство Адонирама. Здесь не стоит
пересказывать различные варианты этой легенды в египетском масонстве,
так как они противоречат сами себе и лишают смысла историю,
изображенную в Писании.
Лекции Второй степени. Катехизисы Второй степени представляют Розу как
символ первоматерии и далее говорят о «лечебном уединении», длящемся
сорок дней, во время которых гипотетическое вещество прописывается как
эликсир или лекарство, способствующее, по Калиостро, физическому
возрождению, или регенерации — термин, знакомый нам из его
жизнеописания. Во время другого «лечебного уединения» происходит и
духовное возрождение, обновляющее моральную сторону человеческой
натуры. Физически и морально возрожденный человек открывает в себе
великую силу, утраченную им после грехопадения. Таково было второе и
величайшее magisterium (мастерство) Калиостро. Но именно его, как
гласит история, первым испытал на себе кардинал де Роган — правда, она
умалчивает о том, удалось ли ему извлечь из этого хоть какую-то пользу.
Помимо алхимического аспекта этого документа, следует отметить также
следующие моменты: (1) Символический возраст Компаньона — тридцать три
года, и его упование состоит в том, чтобы вернуть себе детское
состояние и дожить до духовного 5557-летия. (2) Совершенство не может
быть достигнуто при помощи телесного самоистязания или других внешних
епитимий, но лишь при помощи страстной любви к добро-
I детели и избавления от пороков.
! (3) Пароль Компаньона — Хелоим, это слово было произнесено Творцом в
то время, когда Он дал жизнь и бессмертие первоматерии, означает же оно
«Повелеваю, чтобы воля моя исполнилась вовек».
Степень Мастера. Ритуал этой степени отчасти построен на манер
церемониальной магии, ибо — как мы уже видели — Президент-Офицер
обходит вокруг Храма, чертя в воздухе круги и произнося оккультные
формулы. Катехизис по-прежнему изображает Розу как символ первоматерии,
а также говорит о Пятиугольнике как плоде Великой Работы морального
возрождения из сорокадневного «лечебного уединения». Феникс на
Чертежной Доске обозначает истинного масона, восстающего из праха, а
то, что смерть не властна более над ним, мы узнаем по лежащей у его ног
разбитой косе Времени. Наконец говорится, что труды этой степени чисто
духовные.
Женщины Египетского обряда. Конечно, напечатанная версия ритуала не
ограничивается описанием трех надцеховых степеней. В полном виде
приводятся законы и конституции ордена, образцы патентов и других
официальных документов. Далее приводится описание способа призывания
семи ангелов, которых оккультная мудрость ставит в соответствие с семью
планетами, а также двенадцати старцев, предположительно — | тех, что
упоминаются в Апокалипсисе. Наконец, мы встречаемся с ритуалом
адопционных степеней египетского масонства, впервые исполненным,
по-видимому, княгиней де Ламбаль. Гроссмейстер-
i шей женского ответвления Египетского обряда была не кто иная, как
мадам Калиостро.
Общий вывод. Понятно, что египетское масонство послужило причиной еще
одного шума из ничего или почти ничего. Понятно также, что оно
появилось на свет с одной лишь целью — прославлять Великого Копта и
послужить основой для развития его собственной системы оккультной
медицины. Что касается связи Египетского обряда с магией, то он
представляет собой отражение церемониальных процедур, хорошо известных
из истории предыдущих столетий, что касается алхимического аспекта, то
его учение о первоматерии ничем не отличается от изложенного в
доступных литературных источниках, о несогласии с которыми он заявляет
в остальных случаях, правда не предлагая в этом смысле ничего взамен. Я
убежден, изобретательный ум Калиостро уже обдумывал, чем он мог бы
продолжить разработанную им начальную систему степеней, когда в дело ее
исторического развития вмешалась революция и когда заботу о самом
ученике Алфо-таса взяла на себя святая инквизиция. Остается лишь
добавить, что упомянутая мной работа Дж. М, Троубриджа носит заглавие
«Caliostro: the Splendour and Misery of a Master of Magic» (Калиостро:
блеск и нищета мастера магии)






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4727" > КАЛИОСТРО (COUNT CAGLIOSTRO) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.50 секунды