ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ СТЕПЕНИ (PATRIARCHAL GRADES)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ СТЕПЕНИ (PATRIARCHAL GRADES)




В послушании Старинного и Примитивного обряда в определенной
последовательности собраны пять патриархальных степеней. Первая и самая
важная носит одно из ничего не значащих, обычных названий — Патриарх
Истины. Она сравнима с Великим Понтификом Истины, фигурирующим в
номенклатуре обряда Мемфиса под № 83. Хотя по отношению к двум
церемониалам, следующим сразу за ней, эту степень и называют школой
наставления, ее ритуал успешно выдерживает сравнение с большинством
других степеней в серии и имеет драматический элемент. Храм здесь —
внутренний интерьер великой пирамиды Хеопса. Кандидат многие годы
путешествует в поисках знаний, с помощью обладания которыми надеется
обрести мир. Пока он еще с завязанными глазами препровождаем из одной
части ложи в другую, один из офицеров перечисляет главные положения
древнего посвящения так, как видит их в «мистическом зеркале», перед
которым он стоит размышляя. Хотя великая возможность упущена в этом
ритуале, и результат — видимость вместо настоящего действа, на
кандидата, видимо, производит большое впечатление то, что он
воспринимает слухом, а не зрением. Когда он достигает последнего пункта
своих странствий, среди читаемых стихов об источнике всякой славы,
срединном Солнце и сияющем явлении Шехины, он преклоняет колена лицом к
Востоку в полной темноте и произносит слова обета. Слышится громкий
голос: Да будет Свет. Занавес на восточной стороне раздвигается, и
помещение заливают потоки света. В тот же самый момент с кандидата
снимается повязка.
Египетское масонство. Он поднимается с колен и слышит, что Свет —
отражение Славы Единого. Далее следует речь, смысл которой в следующем:
(1) дух мистерий живет в универсальном законе соответствия, связывающем
воедино все вещи, (2) великая триада есть неразрушимый дух, жизнь и
материя, (3) Египет — место рождения всего величественного в масонстве,
(4) данный обряд впервые возник именно в этой земле — в долине Мемфиса,
(5) «члены мистической связи» были самыми могущественными и
просвещенными людьми той земли, для исполнения таинственных масонских
обрядов были возведены здания огромной величины, доблестные и
просвещенные, могущественнейшие представители всех наций страстно
желали быть принятыми под их священными порталами, когда же пришло
время празднования подобных обрядов в Греции и Риме, эти обряды были
лишь слабым отголоском и неумелой копией истинного «морального учения
масонства». Так Патриарх Истины достигает окончания своих поисков и
узнает уготовленную ему ложь.
Патриарх Планисфер (Patriarch of the Planispheres). Он получает
квалификацию на пути ко второй степени схоластических наставлений —
Патриарху Планисфер, № 25 в Старинном и Примитивном обряде — то же, что
№ 37 в оригинальном обряде Мемфиса, имеющий еще название Доктор
Планисфер. Продвижению кандидата в этой степени не препятствует никакая
процедура — его ждет лишь принятие клятвы и все, что с ней может быть
связано. Все остальное — речь, из которой кандидат узнает следующее:
(1) Масонское знание эзотерично и экзо-терично, и последнее преподается
и обретается через обучение, первое же дается свыше — видимо, в данном
случае создатель степени писал на пределе своих умственных
способностей, раз его осенила эта в общем светлая мысль. Здесь можно
вспомнить одно высказывание Казановы, о котором уже заходила речь в
этой книге. (2) Примитивная религия была по сути поклонением Богу в
духе и истине. (3) Доказательства бытия Бога заключены в работе,
сделанной Его руками — что не идет дальше богословия Палея (Paley), и
сам Палей выглядит здесь даже предпочтительней. (4) Египетское и
иудейское масонство были тесно связаны между собой в древние времена,
что ясно показывает посвящение Моисея. (5) Скиния, построенная Моисеем,
служила символом трех миров: земного, небесного и ангельского; (6) В
соответствии с этой символикой храмы Египта имели двор, святое место и
Святая Святых. (7) Двор символизировал жизнь земную, мир вещей и четыре
стихии, святое место соответствовало небесной тверди, Святая Святых
была местом пребывания Всевышнего, говорящего с человеком через
посредство
ангелов. Далее следовало Предписание после принятия, которое
рассматривало примитивную астрономию в ее особенном отношении к
сельскому хозяйству.
Патриарх Вед (Patriarch of the Vedas). Последовательность нитей,
связующих масонство и египетскую религию, можно проследить далее и без
того, чтобы удаляться в рассуждения о ведической вере. Но так или
иначе, Двадцать шестая степень Старинного и Примитивного обряда —
Патриарх Вед, и она может совсем запутать кандидата, прежде чем
подложная Исида откроет ему тайны на следующей ступени. Степень можно
сравнить с Принцем Брамином (Prince Brahmine), № 66 в первоначальном
обряде Мемфиса, и с Доктором Священных Вед (Doctor of the Sacred
Vedas), № 78. Когда особый Эксперт представляет кандидата, он сообщает
ему, что тот переступил порог Академии Восточной Теологии, так как
несмотря на название степени, она не менее тесно связана с законами
Будды и Зенд-Авестой зороастрийцев, чем со священными книгами браминов.
Иными словами, степень посвящена «изучению, сравнению и аналитическому
разбору религий». Что касается остального — в ней нет «ни мистических
церемоний, ни страшных испытаний». Оратор рассказывает кандидату о
происхождении священных Вед и учения браминов. Первый Мистагог сообщает
ему основной смысл учения Будды, второй посвящает его в тайны догматов
Зенд-Авесты. Религиозные догмы Египта, говорит он, имеют тот же
источник, из которого черпали знания древние арии. И то и другое учение
объединяет идея единого Высшего Существа, общая для всех религий,
включая политеистические верования и идолопоклонство.
Малые и Большие мистерии (Lesser and Greater Mysteries). Этой степенью
завершается школа наставлений. Предметом церемоний, которые нам далее
предстоит рассмотреть, являются Малые и Большие мистерии египетских
жрецов.
Патриарх Исиды. Патриарх Исиды — Двадцать седьмая степень Старинного и
Примитивного обряда, она сопоставима с № 45 и 87 Обряда Мемфиса по
редакции 1862 года — соответственно с Величественным Мудрецом Исиды и
Понтификом Исиды. Кандидат «пропутешествовал вдоль берегов Нила, изучая
теософию и ища откровения мистерий». Далее, в соответствии с гипотезой
степени, представлен краткий описательный перечень событий
церемониальной процедуры в Храме Мемфиса с соответствующими
имитационными действиями офицеров, соучаствующих продвижению кандидата.
Вся эта имитация, надо сказать, довольно далека от оригинала. (1)
Фиванский претендент (Theban Aspirant) сквозь замаскированную дверь
проникал под землю, где из глубин до него доносился приглушенный голос.
В Патриархальном Храме же кандидата водят по кругу, остановив, наконец,
перед Первым Мистагогом, приступающим к рассказу о человеке как о
славе, чуде и загадке мира. (2) Опять он обходит круг и на этот раз
предстает перед Величественным Даем (Sublime Dai), передающим кандидату
историю о том, как отверзалась стена глубочайшего мрака, открывая путь
к саду цветущему, полному аромата и музыки. Фиванский претендент
подходил к берегу большого озера и переправлялся через него, достигая
мраморного портика на противоположном берегу. Пройдя через несколько
склепов, он приходил к Вратам Смерти. Он получил Золотую Ветвь,
изображение которой и дается патриархальному кандидату. (3) Фиванский
претендент надевал черную накидку и в сопровождении охранника в маске
входил в Храм, где заносил свое имя в Красную Книгу, лежащую на алтаре.
Кандидат, проделав то же самое, подходит ко Второму Мистагогу, который
говорит ему, что первые дни мира были днями Царства Бога, где была одна
вера и одна форма правления и человек жил в равенстве и согласии с
Божественным началом. (4) Как — якобы — и претендент в Фиванс-ких
мистериях, кандидат получает сферу «с охватывающей ее кольцом змеей,
поддерживаемую распростертыми крыльями двух коршунов». Вместе с тем он
получает и все остальное, что необходимо для продолжения церемониала.
(5) Фиванский претендент препровождался в ущелье, покидая Храм под
звуки грома и блеск молний, и шел далее по горной тропе, невзирая на
свирепствующий ветер, хотя облака и были все время разверсты, показывая
элизийские поля. (6) Он проходил через бронзовую
дверь, закрывавшуюся за ним и оставлявшую его сопроводителя снаружи.
(7) Узкой тропой, освещаемой тусклым огнем, он двигался все дальше и
дальше, пока один из настилов тропы, зашатавшись, не заставлял его
споткнуться. Но тут его подхватывали чьи-то сильные руки, не давая ему
упасть, и он переносился в обитель мертвых. (8) Патриархальный кандидат
вслед за ним преодолевает те же испытания. (9) Здесь фиванский
претендент должен был познать собственную смерть. Покидая жилище
смерти, он поднимался вверх по хрупкой лестнице, ведущей в сверкающий
Храм, переполненный вооруженными воинами. В Храме его ждал жрец,
который принимал его и даровал ему новую жизнь. (10) Патриархальному
кандидату рассказывают, что такова была пышность древнего посвящения, и
он, вместе со своим сопровождающим, удаляется.
Дом символов (A House of Types). Его проводником становится философ
Фалес. Вместе они входят во вторую комнату, которая в степени
называется Храмом Символов. Они избраны, чтобы изучить язык и узнать
скрытые значения окружающих их теперь вещей. Здесь им даются следующие
наставления. (1) Циркуль символизирует силу, помогающую слабым и
повергающую в трепет грешников. (2) Асимптота — символ вечности. (3)
Уровень знаменует равенство и справедливость, основанные на законе
взаимодействия. (4) Наугольник — справедливость саму по себе. (5)
Грубый Тесаный Камень — эмблема первобытных времен. (6) Семь колонн
соответствуют семи планетам. (7) Столпы у входа в Храм есть Бог и
Природа. (8) Два Столпа посреди Храма суть две точки солнцестояния. (9)
Сфинкс символизирует мудрецов, познавших египетские науки и философию.
(10) Грифон, катящий колесо, — эмблема Солнца, четыре спицы колеса —
это четыре времени года. (11) Статуей Исиды представлено богатство
Природы. (12) Крылатый Бык символизирует воздушное пространство. (13)
Крылатое Яйцо, или Кнеф, —беспрерывно обновляющийся мир. (14)Феникс
является символом бессмертия. (15) Пеликан — символ рождения и смерти.
(16) Змея, кусающая собственный хвост, — это грешник, жертва
собственных преступлений. (17) Осирис-Солнце и Тифон-Тьма представляют
битву между добром и злом. (18) Солнце олицетворяет жизнь и Божество,
Луна — Божественную Возродительницу. (19) Золотая Ветвь — символ
посвящения. (20) Металлы суть эмблемы пороков. (21) Само посвящение
символизирует бессмертие души.
Мозаика символов. Мы уже имеем представление о смешении и аналогиях
масонской и египетской символик. Но в предлагаемых далее наставлениях
образуется еще большая неразбериха, порождаемая соединением иудейской и
масонской символических систем.
(1) Жертвенник для хлебов предложения есть символ союза. Медное море
покоится на двенадцати волах в знак двенадцати месяцев года. (3) Сосуд
с манной символизирует духовное знание. (4) Сосуд с воскурением есть
эмблема добродетелей, согревающих сердце масона. (5) Оливковая ветвь —
символ мира. (6) Мозаичный настил символизирует тесный союз
посвященных. (7) Особая кисть —грань, за которой Храм и Мистерии
окружены тайной. (8) Фартук — символ труда.
Мифическое масонство. Дав Патриарху обзор процедуры египетских
мистерий, по сравнению с каковым «Эпикуреец» Мура становится образцом
учености, и даже представив Зороастра как персонажа в мемфисском Храме,
ритуал завершается Предписанием о хранителях тайной традиции.
Предписание объясняет рождение великого гения, имя которого Ману,
Аммон, Один, Прометей. Список минует лишь имя Трисмегиста. Повинуясь
приказу гения, «из хаоса возникают первобытные искусства». Он объявляет
о Верховном Божестве. Последователи его идут его путями, разделить с
ними их знание достойны лишь немногие из людей. Ими была основана
первая община мудрецов, посвятивших себя установлению всемирной
цивилизации. От берегов Ганга до равнин Персии и оттуда в Эфиопию шли
они и везде учреждали мистерии Египта, бывшие также мистериями
масонского знания. Первым царем, посвященным в них, стал Менее,
объединивший Нижний и Верхний Египет, но многие годы прошли, прежде чем
в Африке, Персии и Мидии у мистерий появились другие адепты. Таким
образом «наш величественный замысел
распространился на территории от долин Мемфиса до дворца мудрого
Давида». Ритуал изначально имел три степени, но современные ложи не
способны «передать учение о тайном знании своим посвящаемым в том же
объеме» — попытки все-таки осуществить эту сложную задачу, я полагаю, и
стали причиной возникновения девяноста семи степеней так называемого
Обряда Мемфиса.
Патриарх Мемфиса. Разница между Патриархом Исиды и Патриархом Мемфиса
определяется разницей между Малыми и Большими мистериями,
практиковавшимися в дельте Нила в древности. Кандидат получает
свидетельства вечности универсума и, что важнее, каждой человеческой
души. Его душа признается самой себе словами «наших древних книг»: «Я
есть единое бытие: Я есть одно». Он произносит слова обета и облачается
в царские одежды, беря на себя роль Осириса. Его отводят на восточную
сторону, где он стоит в окружении всех присутствующих, оплакивавших его
трехлетнее отсутствие, в течение которого бразды правления находились в
руках Исиды, возлюбленной царицы. Он получает от своего брата Тифона
известие о его визите, с целью смиренно просить аудиенции и
засвидетельствовать свою преданность и готовность услужить. Он
предупрежден о коварстве брата, и все же хочет видеть его, простив все
прежние обиды. Тифон присматривает за ковчегом, который вносят его
спутники как знак примирения и любви на приеме Осириса. Его просят
осмотреть содержимое, но ковчег оказывается пуст. Внезапно его хватают
и запирают в принесенный пустой ковчег, который затем выносится из
комнаты к берегу Нила. Братия переходит в другую комнату, в ней
слышатся причитания скорбящих по убитому царю. Далее начинаются поиски
тела. Тело находят, в комнату снова вносится ковчег, который ставят в
склеп. После этого братия удаляется. В опустевшую комнату входит Тифон
со своей свитой. Они открывают ковчег и объявляют, что мертвое тело
было расчленено, а затем удаляются, чтобы разбросать его части по всему
Нилу. Осквернение могилы Осириса обнаружено, посланник объявляет, что
священная река «отказалась увлечь свою драгоценную ношу к морю» и
оскверненное тело было найдено и возвращено в ковчег, который снова
помещают в склеп. Величественный Дай, в соответствии с возложенной на
него миссией, объявляет, что кандидат может восстать из гроба, что,
соответственно, и происходит. Завершает церемонию раскрытие перед
кандидатом официальных тайн.
Осирис и Хирам. Следует Предписание, в котором особо подчеркивается
наличие множества параллелей, существующих между мифом об Осирисе и
легендой о Мастере-строителе, излагаемой в Третьей степени. В обоих
случаях могила символизирует жизнь, смерть и бессмертие, она же
воплощает собой солнечный цикл. Все это, однако, крайне неубедительно
и, кроме того, выходит за рамки цеховой легенды. Таким вот весьма
путаным способом Предписание хочет убедить нас, что как египетская, так
и хирамическая легенда — конкретные примеры, образчики солярной
мифологии. Эта гипотеза обладает ценностью в своем роде, хотя стара как
мир. Так или иначе, она лишний раз помогает понять, что «реальная и
духовная символика» существует вне пределов «мира физического» —
солнце, подобно душе человека, умирает и возрождается опять. Достигая
совершенства, душа «становится Осирисом, или инкарнацией Божества».
Серьезные недостатки. С точки зрения ритуала степень Патриарх Мемфиса
неудачна по двум причинам: (1) она не сообщает кандидату ничего нового
— то, что душа продолжает жить после смерти тела, кандидат уже знает с
первых своих шагов в обряде, (2) степень не только колоссальна в своей
процедуре — если учесть, что она требует такого представления, какое
под силу разве что большому театру, — но и к тому же она присуждает
кандидату звание, которое он совершенно очевидно не может принять без
подготовки — ведь «Великий Эксперт» исполняет насущную часть работы, в
то время как Осирис в изумлении стоит на Востоке. Перемещение из
комнаты в комнату описывается безо всякого внимания к ограничениям,
накладываемым самыми элементарными законами театральной постановки. Но
все это вполне поправимо. Важно, чтобы в исполнении соответствующего
ми-стериального
действа сама суть мистерии открывалась тому, кому она предназначена,
иначе она потеряет себя, станет безжизненной и пустой.
Цеховые тайны. В конце концов степень делает попытку разделить тайны
Мастера-масона на пять основных частей, или пунктов: выражу опасение,
что эти пункты — выражение полнейшей путаницы, так сказать, все пять
выстрелов — мимо цели. Тем не менее это: (1) Экспозиция натуральной
религии — универсальной и неизменной — посредством символов и максим.
(2) Пять порождающих элементов — движение, брожение, разложение, жизнь,
смерть, — действие которых символизирует средняя комната, или лоно, где
находит свое завершение таинство воспроизведения. (3) Совершенство
Храма — как совершенство сердца человека. (4) Победа тьмы и зимы над
Солнцем, и после победа Солнца над тьмой. (5) Победа ошибок и страстей
над истиной и истины над страстями и ошибками, изображенная в виде
смерти и воскрешения Мастера-строителя. Но ведь ни в цеховых степенях
Мастер-строитель не воскресает, ни в Старинном и Примитивном обряде.
Более того, эти пункты, никак не сочетающиеся друг с другом и тем более
никак не образующие последовательность, оперируют внешней символикой и
в силу этого никак не способны быть тайнами. Я признаю, что эта
степень, как и другие степени данного обряда, пытается доказать: все
сказанное в ней уходит своими корнями в изначальную истину. Однако то,
что питают эти корни на деле, — скопление глупостей и нелепостей.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4822" > ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ СТЕПЕНИ (PATRIARCHAL GRADES) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.27 секунды