РОЗА В СИМВОЛИЗМЕ (THE ROSE IN SYMBOLISM)
Один за другим образы богов и сходных символов восточных мифологий
перемешивались «как тени в грезах». Именно поэтому здесь, как и вообще
во многих уголках человеческого воображения, мы находим одно и то же
повсюду, хотя всегда с некоторыми отличиями. Будда — не Индра, но у них
есть похожие свойства и качества, тогда как некоторые моменты в
предании и учении, относящиеся к одному, относятся и к другому.
Например, одна и та же иносказательная история приписывает обоим
похожую смерть, конечно, до той степени, до какой смерть возможна для
бессмертных. Оба выкрали из некого метафорического сада цветок. Что это
за цветок, не нужно гадать, так как это была роза — вечно священная и
мистическая. Внешнее значение легенды может быть вполне обычным, потому
что во всех мифологиях роза была цветком любви и талисманом,
олицетворяющим тот рок, который есть в любви. Однако это не
единственный и наименее основной ее смысл; есть некоторые более
глубокие значения, которые можно было бы вычленить из нее, и
неуверенный человек, вероятно, легко мог в них ошибиться — если
предположить, что он ищет таких значений. С древними как мир
объяснениями смысла иносказаний иногда случается так, что в них
оказывается смысл внутри смысла, как существует лепесток внутри
лепестка в самой розе. Кроме этой множественной сложности, скажу, что
мифы о розе не менее многочисленны, чем разнообразие цветов, известных
сегодня садоводству, хотя цветок таинств сам по себе не является
сложной культурой, а всего лишь бутоном из пяти лепестков.
Садовые таинства. В древности, как и сегодня, были сады, однако то, что
внутри сада, сейчас превозносимое за свою внешнюю, так сказать,
красивость, даже за какие-то вульгарности, в то время почиталось за
таинство сада, каковых множество в мифологиях. Роза же стояла во главе
садовых таинств, как до сих пор она на вершине среди украшений и
благоуханий любой клумбы. Смыслы, которые связаны с ней, не менее i
глубоки, чем те, которые связаны с еловой шишкой, и более мрачные по
характеру, как бы преисполнены «горького опыта». Действительно, можно
сказать, что Abiegnus (еловая ветвь) — символ познания и скорби, тогда
как роза всегда — символ радости, поскольку она олицетворяет любовь —
лучистую, очаровывающую, невинную, предшествующую опыту добра и зла. По
этой причине украсть цветок из сада или развеять лепестки розы значило
осквернить таинства; и это, кроме того, означало открыть священные вещи
профанам — преступление Прометея, как, безусловно, и сына Ноя.
Будда и Индра. Таким образом мы начинаем понимать, до некоторой
степени, то, что совершили Будда и Индра, ограбив сад, и причину
последовавшего за ограблением наказания. Оба они, каждый по-своему,
были спасителями человека, а спасти человека — значит посвятить
человечество, одним словом — сделать доступными таинства, донести огонь
с небес. Хотя это — божественное действие, и те, кто его производят —
боги, каким-то таинственным образом боги подвергаются опасности и,
следовательно, мистически умирают. Пантеон меняется, когда приходят
дающие откровение человеку, и эти открывающие умирают, так что они
потом вновь входят в пантеон уже другим образом. Значит, существует
новый рай, соответствующий той новой земле, которая была создана —
пусть это была даже всего лишь попытка — их откровением.
Сад Бога. Не заходя слишком далеко на тропах этимологии, которые — в
своей сложности — похожи скорее на терновый венец, чем на гирлянду из
роз, в этой ; связи можно упомянуть, что наименование Назарет по
свидетель ству св. Иеронима означает цветок, и о том, что находился он
j вблизи Кармеля, или Сада Бога. Очевидно, что среди создателей j
символов не было намерения исключить самую священную миссию откровения
из самого обычного смысла легенды о цветке; и существуют странные
притчи, которые говорят нам, что Иисус из Назарета был Сам Цветком;
Цветком, сорванным в саду и затем распятым, то есть прибитым в
распростертом виде на кресте, таким образом представ выразительным
объяснением эмблемы, которая распространилась в христианстве, а именно:
соединения розы и креста.
Роза Шарона. Вот в чем значение этой прекрасной аллегории, выраженной
в символах и ритуале масонской степени Rose-Croix — Роза Шарона поднята
на Кресте Голгофы; и особенно к братьям Восемнадцатой степени —
называемой так по нумерации Принятого обряда — обращена эта короткая
заметка.
Цвета розы. Другая легенда, которая рассматривает цвета розы,
рассказывает, как красный ее цвет произошел от горящих углей огня,
которому был предан Вифлеем за сожжение святой девы, неправо
обвиненной, в ответ на страстную молитву, которой огонь был чудесным
образом потушен, тогда как «головешки от пожара породили первую красную
розу, какую видели люди». Существуют много более незначительных
объяснений, и из всех них следует, что первоначально роза легенды была
просто белая, и она стала красной — каким-то чудесным образом — из-за
углубления своего смысла, своего таинства. Она стала красной, например,
от пролитой крови Адониса, который так или иначе всегда рассматривался
как жертвенный образ. Очевидно, подобный же эффект можно приписать
некоему происшествию с Венерой, случившемуся с ней, когда она спешила
на помощь Адонису. Однако красный цвет также относится к пролитию
Купидоном некоего олимпийского нектара среди своего танца. Этот великий
напиток перелился через край Чаши Таинств, и на орошенном им месте
выросла роза. В любом случае превращение белой розы в красную является,
в лучшем проявлении, плодом любви, и первоначальная белизна цветка
особенно символизирует состояние девичества — virgo intacta.
Роза Безмолвия. Один и тот же символ часто содержит в себе и антитезис
своему основному значению. Хотя роза особенно связывается, как мы
видели, с откровением таинств, и по этой причине Апулей — чей «Золотой
осел» принадлежит к литературе «предательства» таинств — описывает, как
ему давали съесть красные розы, этот цветок является и священным
символом безмолвия — священным символом Гарпократа, бога безмолвия. В
степени Rose-Croix есть моменты и этого значения. Однако, говоря
точнее, эти качества приписывались белой розе, и, возможно, подоплекой
их было сохранение девственности. В то же время, если взять другой
порядок символизма, всегда именно дева срывает печати, которыми
охраняются Великие Таинства, и этот сюжет так же стар, как легенда об
Эдеме, которая, несомненно, тоже является легендой о Саде. В этом же
порядке представлений роза становится и предохранительницей или
талисманом от заражения, охранительницей, подобной умеренности и
сдержанности, и они относятся к главным понятиям о девственности. В
конце концов она стала и похоронным символом, последним эпизодом в
великом хранилище человечества, символом, который сам препровождает в
вечное безмолвие.
Роза Эдема. Египтяне, которые собирали вокруг своих мертвых все
символы, принадлежавшие к идее смерти, использовали цветок безмолвия
для бальзамирования. Все это лишь слегка касается целей настоящего
исследования. Легендарную историю о розе остается еще полностью
рассказать, хотя она и давала возможность пользоваться собой многим
писателям. В заключение можно упомянуть еще один момент: священная
функция розы в легендах, названных здесь, делает более глубоким смысл
тех мифов, с которыми она связана; и это свойственно всем символам.
Когда нам говорят, что Ева согрешила, сорвав розы, и у древних
мексиканцев эти цветы называются «плодом древа», мы понимаем, что
создатели этой притчи хотели сказать о «форме вещей неизвестных»; и так
как древние мифы, в основном, — это таящаяся истина, а не просто
«выдумка», — мы можем сказать словами Альфреда де Виньи, по крайней
мере именно в этом смысле, что легенда правдивее истории.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4862" > РОЗА В СИМВОЛИЗМЕ (THE ROSE IN SYMBOLISM) </a>
|
|