ФИНДЕЛЬ Й. Г. (J. G. FINDEL)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ФИНДЕЛЬ Й. Г. (J. G. FINDEL)




Так же как Клосс остается ведущим библиографом масонства, а его
«Справочник» является важнейшим немецким энциклопедическим трудом в
данной области, так и Финдель остается его лучшим немецким историком,
несмотря на то что его главная книга была опубликована почти шестьдесят
лет назад. Он был человеком весьма сведущим для своего времени, и,
несомненно, его труд стал эпохальной вехой в изучении масонских
древностей. Перевод его «Истории» на английский язык нанес смертельный
удар оливеров-ской спекулятивной школе и всему «романтическому периоду»
масонской историографии в целом, по крайней мере в этой стране. До
того, как Финдель заговорил о доказательности, уважении к фактам и
признании их роли в любом историческом исследовании, всякое
историческое исследование масонства было подчинено духу безудержной
фантазии. Можно говорить, что он был просто лишен воображения, однако
он обладал терпением, характерным для немецких коллекционеров, и создал
первое критическое описание масонства. И хотя его работу во всех
отношениях превосходит «Concise History» (Краткая история) Гулда, я не
хочу делать из последнего некий непререкаемый авторитет. Нет ничего
более эфемерного, чем исторические исследования по масонству, поэтому,
даже если сегодня какая-то книга главенствует над другими, это не
означает, что так будет продолжаться всегда. Следовательно, невзирая на
тот факт, что теперь Финдель и его труд принадлежат прошлому, я считаю
необходимым кратко изложить важнейшие для его времени положения по
данному предмету.
Главные тезисы Финделя. (1) Помимо исторического факта существования
братства как данной корпорации, Финдель говорил о некоем жизненном
принципе или духе, который он иногда называл «идеей франкмасонства», из
коего произрастает осознание определенных обязанностей, а именно
масонских добродетелей. (2) Он утверждал, что эта идея существовала на
протяжении всей истории человеческой цивилизации и пребывала в
человеческих сердцах. Она находит свое отражение в общем чувстве
социального долга. (3) Он отсылает к этому жизненному принципу, и когда
говорит о том, что масонство для братии является тем же, чем религия
для церкви или субстанция для формы. (4) Символическое масонство есть
прямое продолжение всего того, что принадлежало в прошлом оперативному
цеху строителей, более того, Финдель говорит, что его следы можно найти
в античных мистериях (однако доказательств этому не приводит). (5) Еще
очевиднее его следы предстают нашему вниманию в истории конгрегации
римских ремесленников и средневекового братства каменщиков. (6) Самыми
непосредственными предшественниками франкмасонства являются немецкие
каменщики и каменотесы. (7) Тем не менее эта генеалогия остается весьма
гипотетической, каковы бы ни были наши предположения о связях,
существовавших между строительными гильдиями. (8) Гипотеза эта не
выдерживает критики вследствие отсутствия спекулятивного элемента в
немецких братствах, к тому же символическое масонство возникло в
Англии, а влияние немецких каменщиков на английские гильдии остается
под большим вопросом. Более того, спекулятивный элемент не обнаружен и
в записях самих английских гильдий. (9) Что же касается того, что
обычно называют «переходным периодом», Финдель выделяет такие факторы,
как (а) дух эпохи, (Ь) труды Бэкона, Комениуса, Дюпюи и розенкрейцеров,
а также воспоследовавшее воцарение деизма и принципа религиозной
терпимости. (10) Деизму же приписывается настолько важное значение, что
Финдель заявляет о его главной роли в превращении масонства из
оперативного в спекулятивное.
Разбор тезисов. Очевидно, что все великие движения обязаны своим
появлением конкретному духу эпохи, который им благоволит. Я совершенно
убежден в том, что те люди, кто участвовал в переходном периоде, хорошо
знали «Новую Атлантиду» и даже «Восстановление наук» и «Новый Органон».
Возможно, они были знакомы с Комениусом и его великими образовательными
планами, читали «Fama Fraternitatis R. С.» (Знаменитое Братство
Розового Креста), хотя бы в английском переводе Томаса Вогана. Теперь
очевидно, что евреев допустили к членству под эгидой так называемого
масонского Возрождения, благодаря росту религиозной терпимости: в
отсутствие такой терпимости — под игом Звездной Палаты, инквизиции или
теологии Нокса и Кальвина — эмблематическое масонство возникло бы на
свой страх и риск, а Великая Ложа 1717 года исчезла бы в Смитфилде или
Ти-бурне. Об этом уже не раз было сказано, и переходный период
проясняется религиозной терпимостью не больше, чем влиянием «Новой
Атлантиды», работы Дюпуи по процессу над тамплиерами или Манифеста
розенкрейцеров. Но последней вехой этого периода явился деизм —
последние десятилетия XVII века и вплоть до даты масонского
Возрождения. «Пантеистикон» Толанда не имеет ничего общего с духом,
настроениями и верой людей, вызвавших к жизни в 1717 году символическое
масонство: насколько можно судить, в таверне «Яблоня» не было ни одного
деиста в ночь Возрождения. Дезагюлье, Андерсон, Пейн, Энтони Сейер —
люди первого ранга среди масонов — все были протестантами той или иной
конгрегации. Это полностью разбивает аргумент Финделя, ибо теперь у нас
достаточно оснований считать, что Третья степень была изначально
христианской, как, собственно, и сами Лекции. Влияние же деизма на
масонство стало более очевидным во времена правления герцога
Сассекского.
Деизм и масонство. Мне не удалось выяснить, какого сам Финдель был
вероисповедания. Должно быть, он склонялся к тому, чему приписывал
огромное значение: мы знаем, что он был страстным поклонником банальных
идей Андерсона, высказанных им в разделе «о Боге и религии» в его
первой «Книге конституций», и сам не раз заявлял, что они «так же
превосходны и чарующи, как и истинны». Масонство же для Финделя
поистине ограничивалось цеховыми степенями: «зерно Рамзея» было для
него пределом, а в высших степенях он видел лишь «вредное воздействие».
Это может служить отличным примером позиции деиста — ее можно считать
характерной и для Финделя. Она впоследствии стала характерной чертой
Объединения, подчинившегося уже упомянутому мной влиянию. Для Великой
Ложи Англии масонство состоит из трех степеней, включая Священную
Королевскую Арку, именно в силу того, что сам герцог Сассекский и ему
подобные были деистами. Объяснение этого факта весьма просто и
заключается в том, что все сколько-нибудь значимые высшие степени
отмечены воинственным христианским духом и верой в догмат о Троице.
Говоря о степени Rose-Croix, Финдель ссылается на мнимое утверждение
барона Чуди, гласящее, что она есть «воплощенный в виде масонской
степени римский католицизм». Конечно, для тех, кто знаком с этой
степенью и с римской католической церковью, это покажется смешным, и,
несомненно, таким оно и казалось в прошлом. Для деизма степень Славы
Христовой или Святой Троицы была бы тоже символом римского влияния.
Масонская философия Финделя. Для Финделя масонство еще не выполнило
своего истинного назначения ни в прошлом, ни в настоящем. Оно должно
выражать священную истину — никак иначе не определяемую — и,
соответственно, не может обойтись без внешних проявлении, то есть
символики, церемоний и ритуалов. Однако последние не должны выходить за
границы цеховых их форм, хотя и возможно их совершенствование и
переделывание с тем, чтобы они соответствовали духу времени.
Следовательно, возможны и изменения в самом масонстве. Финдель, в общем
и целом, сыграл свою роль в развитии масонской историографии и,
невзирая на то, что его труды более не имеют прежнего звучания, он
заслуживает всяческих похвал как талантливый исследователь и критик
собранных им материалов, что в его время было абсолютным новшеством в
изучении масонства.
Библиография. Работы Финделя по масонству: (1) Geschichte der
Freimaurerie von der Zeit ihres Endstehens auf die Gegenwart, 2 Bde,
1861, 1862 (но были и последующие издания). (2) Geist und Form der
Freimaurerie, 1874. (3) Die Grundsatze der Freimaurerie in Volkerleben,
1881. Он же основал «Verein Deutscher Freimaurer» (Союз Немецких
Франкмасонов). Его первая и важнейшая работа была анонимно переведена
на английский под личным наблюдением автора и появилась как «History of
Freemasonry, from its Origin j down to the Present Day», 1865. Второе
издание вышло в 1869 году. Считается, что Финдель был посвящен в 1856
году. Он был профессиональным писателем, оставившим труды по многим
темам. Я не знаю даты его рождения, но умер он в почтенном возрасте в
1909 году.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4922" > ФИНДЕЛЬ Й. Г. (J. G. FINDEL) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 1.32 секунды