ЧЕТЫРЕ ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ (FOUR HYPOTHESES OF ORIGIN)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ЧЕТЫРЕ ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ (FOUR HYPOTHESES OF ORIGIN)




В некотором смысле символическое масонство можно рассматривать как
нечто созданное, а не выросшее естественным образом, и основания для
этого вывода приведены мной в соответствующих частях этой книги. По
крайней мере, очевидно, что ритуал Цеха не несет на себе и следа
практики оперативного масонства, несмотря на обилие нравоучений,
основанных на последней. Наоборот, как мы уже видели, сами эти ритуалы
говорят нам о том, что все они — плод труда людей, которые никогда не
работали с камнем, не строили зданий, а предназначались они для людей
их же уровня и круга. Эти ритуалы находятся в том же отношении к своим
якобы историческим источникам, в каком «Камни Венеции» Рескина — к
руководствам по строительству, с той единственной оговоркой, что труд
последнего все же принадлежит к великой литературе, а о ритуалах как
цеховых, так и высших степеней чего-то подобного сказать нельзя.
Приведенные ниже гипотезы о происхождении спекулятивного масонства были
выдвинуты уже давно, правда всего лишь одна из них не потеряла свою
актуальность в настоящий момент. Я привожу их в обобщенном виде с
минимальными комментариями о каждой из них отдельно, так как моей целью
является как раз их совокупное рассмотрение. Итак предполагают, (1) что
масонство есть плод позднейшего развития некоего простого таинства,
существовавшего в обиходе строительных гильдий, (2) что архитектурные
понятия и термины были приняты на вооружение и символически
преобразованы тайной группой философов-моралистов, окончательный же вид
они приняли, став ритуалами цеховых степеней масонства в начале XVIII
века, (3) что средневековые строительные гильдии имели своими прямыми
предшественниками зодческие братства древности, члены которых были
посвящены в античные таинства, и именно такого корня спекулятивный
элемент в масонстве, (4) что тамплиеры, усвоившие эзотерические учения
древности на Востоке, после своего поражения появились вновь уже в
облике масонов и, соответственно, стали истинными отцами-основателями
спекулятивного искусства, (5) что символическое франкмасонство либо
явилось завершением эволюции Братства Розенкрейцеров, либо было
экспериментом, предпринятым людьми, к нему принадлежащими.
Замечания. Третья из гипотез давным-давно была отброшена, за явной
своей фантастичностью; пятая является лишь вариантом второй и,
соответственно, может быть к ней и отнесена; четвертая всегда
привлекала особое внимание и в конце концов стала мотивом создания
основных высших степеней — рыцарство почиталось и почитается в них как
главный источник и главная идея, лежащая в основании масонства. Первая
гипотеза, на первый взгляд весьма вероятная и не противоречащая
здравому смыслу, весьма близка тем, кто рассматривает масонство как
церемониализированную систему морали, и теперь она остается основной
гипотезой масонских историков. Конечно, она претерпела множество
изменений с тех пор, как Грандидье впервые рискнул предположить, что
немецкие Steinmetzen (каменщики) были истинными предшественниками
Ордена, и после него были разработаны варианты масонской генеалогии, в
которых говорилось о распространении масонства начиная с дионисийских
ремесленников, далее через римские коллегии, комацинов и средневековые
строительные гильдии, таким образом на всю Западную Европу.
Древние гильдии и античные мистерии. Однако те из нас, для кого обряды
и символизм масонства воплощают нечто большее, чем этическая
проблематика, всегда с подозрением относились к ссылкам на ремесленные
гильдии как на источник возникновения Ордена. Возможно, именно эта
неудовлетворенность заставила французских авторов масонских легенд
занять позицию, согласно которой строители храмов были древним
братством, просуществовавшим многие века и возводившим в Египте,
Ассирии, Иудее, Греции и Риме священные дома для мистерий, в которых
его члены участвовали и сами, и впоследствии именно они строили
христианские соборы и церкви по всей Европе, все это время сохраняя в
тайне не только секреты своего мастерства (как будто это и были слова
Мастера-строителя), но и религиозные учения и практики Фив и Элевси-на
— Исиды, Дионисия и Цереры. Все это
суть порождения романтического духа, не имеющие исторического
обоснования, однако они показывают, с какой неохотой — и совершенно
справедливо, хотя фактически неверно, — в прошлом великие установления
символизма связывались с профессиональными союзами. Надо сказать, что
современные общепринятые и вполне «обоснованные» объяснения
происхождения масонства так же мало отличаются наличием реальной
доказательной базы, как и самые фантастические предания высших
степеней, выраженные, к примеру, в «Речи» кавалера Рамзея или в
убедительно написанной «L'Eto-ile Flamboyante» (Пламенеющей Звезде)
барона Чуди. Иначе говоря, даже если спекулятивное масонство и является
позднейшей трансформацией некоего древнего ритуала строительных гильдий
(хотя письменных свидетельств этому нет), условия происходивших
изменений нам неизвестны в той же мере, в которой и обстоятельства
превращения тамплиер-ства или розенкрейцерства в масонство, при
условии, что мы приняли на веру ту или другую из этих гипотез.
Следовательно, не может быть дано окончательного ответа на этот вопрос,
и его разрешение, возможно, (1) станет реальным при условии обнаружения
новых фактов, которые могли бы пролить свет на проблему, (2)
окончательно уйдет с повестки дня за полным отсутствием таковых, (3)
получит новый импульс в связи с появлением новой гипотезы. Тем не менее
существует один достоверный факт, а именно, что в начале XVIII века —
после 1717 года — в Лондоне уже существовали и практиковались
символические ритуалы, в связи с которыми в то время не раз заявляется
об их древности, однако никакой реальной их истории обнаружить не
удается. Они говорили (и говорят до сих пор) на языке своей эпохи и
воплощали ее нормы морали и нравственности. Логично предположить, по
крайней мере, что onus probandi (бремя доказательств) лежит на тех, кто
заявляет об их существовании с незапамятных времен, относится ли это к
форме или содержанию.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4936" > ЧЕТЫРЕ ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ (FOUR HYPOTHESES OF ORIGIN) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.45 секунды