ВЕДЬМЫ (witches)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВЕДЬМЫ (witches)




Это те, кто занимается КОЛДОВСТВОМ, хотя в разных культурах в это слово
вкладывается разный смысл. Как правило, ведьмы сведущи в ВОЛШЕБСТВЕ и
магических искусствах (см. МАГИЯ). При помощи ритуалов, ЗАКЛИНАНИЙ,
ЧАР, вызывая духов (см. ВЫЗЫВАНИЕ И ЗАКЛИНАНИЕ ДУХОВ), они манипулируют
сверхъестественными силами для достижения добрых или злых целей. Ведьмы
обладают способностью летать (см. ПОЛЕТЫ), становиться невидимыми,
изменять облик (см. МЕТАМОРФОЗЫ), наделены даром ясновидения,
контролирования погоды (см. ВЫЗЫВАНИЕ БУРИ), убивать на расстоянии и
иногда исцелять прикосновением (см. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО). Вера в ведьм,
колдунов и магов существовала повсеместно, начиная с доисторических
времен. Колдовством занимались и мужчины, и женщины, но в западной
культуре сложилось представление о ведьме, как преимущественно о
женщине. Слово "witch" ("ведьма") происходит от староанглийского слова
"wicce", которое в свою очередь образовалось от корня "wikk-",
означавшего колдовство и магию. Многие ведьмы считают, что слово
"witch" ("ведьма") означает "wise"("мудрая") или "wisdom" ("мудрость");
таким образом, ведьма — это мудрый человек, а колдовство — ремесло
мудрых. Однако слово "wicca" происходит от германского корня "wic",
означающего "сгибать", "поворачивать"; это применимо к колдовству в том
смысле, что ведьмы могут подчинять себе силы, чтобы добиться
действенных изменений. Мужской род от "wicce" — "wicca" (см. ВИККА).
Как правило, повсюду и во все времена ведьм боялись из-за того, что
верили: они мстительны и могут заколдовывать людей и совокупляться со
злыми духами. Западная концепция ведьм многое заимствовала из
колдовства и магической традиции, восходящей к Древней Ассирии,
Вавилону, Аккаде, Иудее, Греции и Риму. Клинописные ассирийские
таблички говорят о колдовских силах ведьм, волшебников, колдунов и
колдуний. В Древней Греции и Риме ведьм почитали за их знание трав,
магических зелий и сверхъестественные способности. Фессалия, область
Греции, согласно Апулею, римскому поэту второго века нашей эры, была
"известна колдовством" и "повсеместно знаменита магическими
заклинаниями". Фессалийские ведьмы якобы имели власть спускать Луну с
неба (см. НИЗВЕДЕНИЕ ЛУНЫ). Говорят, что они научили Пифагора гадать,
глядя при лунном свете на полированный серебряный диск. Они были столь
могущественны, что римский поэт первого века до нашей эры Гораций
вопрошал: "Какая ведьма, какой маг может спасти тебя от фессалийских
колдунов?" Римские поэты Овидий и Стаций изображали ведьм как женщин с
длинными, развевающимися по ветру волосами, ходящими босиком. Овидий
описывает Старую ведьму по имени Дипса: "Она знает черное искусство и
заклинания Энеи (Цирцеи) и своим мастерством заставляет реки течь
вспять. Она знает свойства трав, как начертить магический круг, что
может сделать приворотное зелье(ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ). По своему желанию
она может согнать облака на небо или наоборот сделать так, чтобы день
был ясным. Я видел, как звезды сочились кровью — можете мне поверить —
а лик Луны покраснел от крови. Подозреваю, что она летает по ночам и
что ее старое тело покрывается перьями. Она взывает к могилам предков и
заставляет своими заклинаниями разверзаться землю.
В романе "Метаморфозы" Апулей описывает Мерое, старую ведьму, хозяйку
гостиницы: "Она способна опустить небо и поднять вверх землю, иссушить
источники, смести горы, вызвать духи умерших. Она может лишить силы
богов, погасить звезды и зажечь саму Преисподнюю. Если владелец
соседней гостиницы не ответит ей на любовь, она превратит его в
лягушку, а наказавшего ее судью — в барана". Ведьмы классических времен
могли навести СГЛАЗ. Цицерон писал о женщинах с двумя глазными яблоками
в одном глазу, а Овидий и Плутарх — о яде, содержащемся в глазах ведьм.
В Библии неоднократно упоминается колдовство, ведьмы, колдуны, "те, кто
имел прирученных духов", заклинатели и волшебники, "которые визжат и
бормочут" (см. АЭНДОРСКАЯ ВОЛШЕБНИЦА). Наиболее известно библейское
изречение, которое в средние века и Возрождение любили цитировать
охотники на ведьм, из книги "Исход" 22:18: "Ворожеи не оставляй в
живых". Однако уже в
1584 году Реджинальд Скот в "Открытии колдовства" отмечая, что
древнееврейское слово, переводимое как "ворожея", обычно означает
гадателей, астрологов, отравителей, жонглеров — а не тех, кого
подразумевали под ведьмами в христианской демонологии. По мнению
историка Генри Чарльза Ли, "колдовство", упоминаемое в Библии, в
большинстве случаев означало ГАДАНИЕ. Евреи занимались магией и
колдовством, в которых использовались рецепты снадобий из трав,
заклинания, дурной глаз, АМУЛЕТЫ и ТАЛИСМАНЫ, НЕКРОМАНТИЯ и гадания,
однако это не считалось, как позже в христианстве, по своей сути
дьявольским или вредоносным. Еврейские демоны, в том числе и злые духи,
были включены в христианскую демонологию (см. ДЕМОНЫ; ЛАМИЯ; ЛИЛИТ). Во
время истерии охоты на ведьм в Европе, начавшейся в XV и закончившейся
в XVIII веке, ведьмы считались еретиками, поклонявшимися ДЬЯВОЛУ и
занимающимися омерзительными делами, такими как ЗЛЫЕ ЧАРЫ, изменение
облика, оргиастические танцы, совокупление с демонами, каннибализм,
вампиризм и полеты по воздуху. " Писание утверждает, что существуют
бесы и ведьмы и что они являются врагами рода человеческого", заявлял
ИНКРИЗ МАТЕР в "Состояниях сознания" в 1693-м. Джон Уэгстафф, писатель,
широко известный в Англии и Новой Англии в конце XVII века,
характеризуя ведьм, сравнивал из с Иезавель, финикийской принцессой,
которая, по Библии, в IX веке до н. э. стала женой царя Ахава и
учредила культы финикийских богов — Ваала и Ашерах (АСТАРТЫ). Жрец,
который ненавидел и презирал ее, выбросил царицу из окна, и она
разбилась насмерть, моля Бога, чтобы тот уничтожил род Ахава. По мнению
Уэгстаффа, "в Библии вы часто встретите, что колдовство идет рука об
руку с блудом. Блуд и проституция означают идолопоклонство, а
колдовство — искусство вовлечения мужчин в идолопоклонство. Распутство
Иезавели являлось формой идолопоклонства, а при помощи колдовства она
защищала жрецов Ваала". Демонологи разделяли ведьм на несколько
классов. Ведьм также называли гадалками, совещающимися со своими
спутниками, волшебницами, некромантами, чародейками и колдуньями.
ЦЫГАНЕ, экзорцисты, астрологи, нуменорологи и прочие предсказатели
также считались колдунами (см. СПУТНИКИ ВЕДЬМ; ВОЛШЕБНИКИ; ИЗГНАНИЕ
ДУХОВ; АСТРОЛОГИЯ; НУМЕРОЛОГИЯ). В 1954 году Уильям Уэст писал: "Ведьма
или колдунья, заключив союз с дьяволом в результате его преследований,
наущений и обмана, думает, что может изменить положение вещей, в мыслях
или проклятием, к примеру, сотрясать воздух молниями и громом, вызывать
град и грозы, переместить всходы на полях или деревья на другое место,
перенестись с помощью спутника, принявшего образ козла, свиньи, теленка
и т.д., на удаленную гору. Иногда они летают на посохе или вилах или
еще на чем-нибудь. Проводят ночь со своим возлюбленным, играя, ворожа,
чревоугодничая, флиртуя и предаваясь прочим дьявольским услаждениям и
похоти, и показывают еще множество ужасных издевательств над
нравственностью, подобных этим". Уэст отмечает, что колдунами считаются
и волшебники, фокусники, жонглеры, предсказатели, гадатели и маги.
Делались некоторые различия между белыми и черными ведьмами. Белыми
ведьмами признавались те, кто лечил болезни, отыскивал потерянные вещи,
выявлял воров, повышал плодовитость и отгонял непогоду. Черными
ведьмами считались те, кто с помощью магии причинял вред другим. Белые
ведьмы часто выступали под иными именами, называя себя целителями,
мудрецами, волшебниками, магами и знахарями. Охотники на ведьм не
преследовали белых ведьм — в основном целителей и гадателей — столь же
жестоко, как черных, поскольку белые ведьмы были нужны обществу. Как
люди боялись злых ведьм, угрожавших здоровью тела и души, так они
тянулись к деревенским колдунам, которые излечивали их и помогали им в
трудные времена. Когда боязнь ведьм усилилась, демонологи, охотники на
ведьм и ученые мужи, создававшие общественное мнение, стали ратовать за
наказание белых ведьм. Говорилось, что добрые ведьмы также представляли
собой угрозу, поскольку они способны творить зло; их сверхъестественные
способности идут не от Бога, а от дьявола. В Англии УИЛЬЯМ ПЕРКИНС и
Томас Купер из Оксфорда также верили, что добрые ведьмы были много
опаснее, чем злые, но и те и другие одинаково подлежат уничтожению. Это
мнение разделял КОТТОН МАТЕР, охотник на ведьм из Массачусетса. В XVI
веке Джордж Гиффорд, проповедник из Оксфорда, писал, что всех ведьм
должно предать смерти не потому, что они убивают других людей, а
потому, что якшаются с бесами. "Это целители и женщины, имеющие дело с
духами и заклинаниями, они только притворяются, что творят добро, а на
самом деле втягивают людей во множество бед. И вместе с теми, кто водит
дружбу с бесами и пользуется заклинаниями, должны быть искоренены и
белые ведьмы, а все прочие пусть устрашатся при виде этого", — заявлял
Гиффорд. Верили, что ведьм можно опознать по определенным отличительным
знакам: нечувствительным местам или отметкам на теле (это был знак,
носимый наиболее могучими ведьмами), неспособностью плакать,
ненормальным числом сосков или наростами, которые якобы сосут чертенята
(см. ВЕДЬМИНА ОТМЕТИНА). Дурной глаз также являлся признаком ведьмы, но
не столь верным, считал Инкриз Маер. Прочие описывали ведьм, как
непременно уродливых и с физическими недостатками (см. КОЛДУНЫ). Многие
из обвиняемых в колдовстве происходили из низших слоев общества. Соседи
смотрели на этих женщин с опаской, поскольку они не вышли замуж или
имели физические недостатки, невзрачную внешность, дурной характер или
были бедны. Не все жертвы соответствовали этому описанию: некоторые
были замужем, молоды и хороши собой. "Ведьма" — было смертельным
обвинением. Если человека арестовывали и он представал перед судом или
инквизитором, скорее всего, его признавали виновным. Для того чтобы
заключенные сознавались в колдовстве, применяли пытки (см. ПЫТКА).
Родственников осужденных сторонились, часто они, чтобы спастись,
отрекались от обвиняемых. Примером этому может служить дело женщины,
сожженной у столба в Лаудере, Шотландия, в 1649 году. Перед казнью она
крикнула в толпу: "Все, кто видит меня! Вы знаете, что я умираю как
ведьма, согласно словам моей исповеди! Я прощаю всех, особенно судей и
священников. Я принимаю вину на себя и перед Господом и Небесами
заявляю, что не занималась колдовством и невинна как младенец. Меня
обвинила злая женщина, я была заключена в тюрьму как ведьма, муж и
друзья отвернулись от меня. Не имея надежды, что мне поверят, я
поддалась дьявольскому искушению и признала себя виновной, лишая тем
самым себя жизни, поскольку тяготилась ею и решила умереть".
Современное западное общество унаследовало предубеждения против ведьм.
Сложилось традиционное представление о ведьме, как об уродливой старухе
с длинным в бородавках носом, острым подбородком, спутанными волосами,
в остроконечной черной шляпе, которая живет одна с домашними животными
— обычно черными кошками, — наводит порчу на других и заключила сделку
с дьяволом. Этот стереотип был усилен литературными образами,
театральными постановками, прессой, кино и телевидением. Это
представляет серьезную проблему для ведьм неоязыческой религии
колдовства (называемой также Викка), являющихся полной
противоположностью этому образу: они не поклоняются дьяволу (или даже
не верят в дьявола), не совершают человеческих жертвоприношений и не
приносят в жертву животных, ни в коем случае не проливают крови, не
отрекаются от христианства или какой-либо другой религии и не посвящают
свою жизнь уничтожению других людей. Неоязыческие ведьмы называют себя
целителями, слугами общества и Богини вместе (обычно) с Рогатым богом,
которым они поклоняются. Они верят в то, что жизнь священна и что
необходимо достичь гармонии всех живых существ с силами Вселенной. В
идеале они стараются приобщиться к природе и первоэлементам, силам,
которые они контролируют при занятиях магией. Ведьмы развивают свои
психические способности и ищут способ поднять уровень духовного
сознания, учась, совершая поклонение, занимаясь колдовством и
осмысливая стиль жизни с позиций морали и этики в соответствии с
законами и принципами Ремесла. "Ведьмы и иже с ними любят совершать
ритуалы — и они, естественно, веселые люди", — заявляют члены
английской общины ведьмы СТЮАРТ И ДЖЕНЕТ ФЭР-РЕР в книге "Восемь
шабашей ведьм" (1981). "Как верующие других вероисповеданий, ведьмы
полагают, что определенные ритуалы поднимают их дух и обогащают их".
Английская ведьма СИБИЛЛА ЛИК дает определение ведьме, как "женщине,
обладающей необычными способностями, которые она может использовать как
во имя добра, так и во имя зла. Эти способности непосредственно связаны
с пониманием человеком религиозных норм. Эти способности дарованы
высшей силой, и способностями пользуются в зависимости от намерений
обладающего ими". Большинство неоязыческих ведьм всерьез верят в
необходимость использования магии лишь ради добра, никогда не действуют
во зло другим. Некоторые ведьмы считают предосудительным пользоваться
проклятьями (см. ПРОКЛЯТЬЯ, ВИККАНСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ). С подъемом
неоязыческого колдовства в 50-х годах XX века, ведьмы стараются
разрушить негативный стереотип и перевоспитать общественность, однако
они добились в этом лишь ограниченного успеха. Некоторые убеждены, что
нужно вложить новое значение в слово "ведьма", в то время как другие
понимают, что слово никогда не получит позитивную окраску, и его нужно
заменить словом "викка". Американский колдун ЗВЕЗДНЫЙ СОКОЛ, ратующий
за обновления значения слова "ведьма", писал в книге "Спиральный танец"
(1979): "Слово "ведьма" несет столь много негативных ассоциаций, что
люди недоумевают, почему мы вообще им пользуемся. Однако
реабилитировать слово "ведьма" означает для нас борьбу за наши права,
за то, чтобы женщины осознали свое могущество, а мужчины познали
женственность как нечто божественное. Быть ведьмой — значит
отождествлять себя с девятью миллионами жертв фанатизма и ненависти и
взять на себя ответственность за то, чтобы создать такой мир, в котором
в будущем не возникали бы новые вспышки фанатизма. Ведьма — это та, кто
"придает облик", создает форму для невидимого и посредством этого
становится одним из Мудрых, тех, чья жизнь связана с магией".
(Примечание: цифра девять миллионов не соответствует реальному числу
жертв ведьмовской истерии. Большинство историков называют цифру от 150
000 до 200 000 человек.) Американская ведьма МАРГО АДЛЕР отмечает в
"Закате луны" (1986), что "сама сила слов кроется в их смысле. Это не
просто слово, а архетип, набор могущественных образов". Задача
реабилитировать слово "ведьма" и изменить общественное сознание крайне
осложняется тем, что не все ведьмы принадлежат к неоязычеству, не все
действуют сообразно этике и законам Ремесла. Обычный
среднестатистический человек почти ничего не знает о колдовстве и
смешивает всех ведьм в кучу. Ведьмы пытаются отделить себя в
общественном сознании от сатанистов, поклоняющихся дьяволу, хотя
некоторые сатанисты называют себя ведьмами и колдунами (см. САТАНИЗМ).
Неоязыческие ведьмы, вероятно, составляют небольшой процент от общего
числа тех, кто называет себя "ведьмами". Ф. Э. И. (ИСААК) БОНЕВИЦ делит
американских ведьм на семь категорий: Неоязыческие — 10%; половина
этого количества — ведьмы-феминистки, половина — последователи
различных возрожденных традиций. Неоклассические — 70%; практикуют
народную магию, имеющую языческие или христианские корни; не считают
колдовство религией. Классические — 1-2%; это сельские целители,
ведуньи и т. д., встречающиеся в различных социокультурных общностях, в
особенности в аграрных районах, практикующие нерелигиозную народную
магию. Неоготические — 1-2%; они занимаются сатанизмом, основанном на
"готическом" колдовстве эпохи ведьмовской истерии. Семейная традиция
(Family Tradition, сокращенно Fam-Trads) — 1-2%; это семьи, которые из
поколения в поколение хранили и передавали традицию классического
колдовства, но необязательно называют себя ведьмами. Апелляции к
семейной традиции были нередки в 60-е годы во время начальной экспансии
борцов за возрождение колдовства, до тех пор, пока не был
дискредитирован "миф Мюррей" (см. МАРГАРЕТ МЮРРЕЙ). Иммигрантская
традиция — 1—2%; имеются в виду этнические народные магические
практики, сохранившиеся среди носителей культуры, например среди
немцев, живущих в Пенсильвании (см. ЗНАХАРСТВО). Прочие: ВУДУ, САНТЕРИЯ,
магия американских индейцев и т. д. (10%) — магические практики других
религий. Точно неизвестно, сколько сейчас существует ведьм. В
неоязыческое колдовство приходят и мужчины и женщины, люди всех
возрастов, рас, с разным образовательным уровнем, профессиями,
занятиями. Большинство, однако, составляют белые женщины из средних
слоев общества. Историк Джеффри Бартон Рассел заявляет в книге "История
колдовства" (1980), что сегодня в мире насчитывается менее 100 000
ведьм. Число неоязыческих ведьм в Америке колеблется от 10 000 до 50
000 человек. ГРУППА ОСОБОГО ИНТЕРЕСА К ЯЗЫЧЕСКОМУ (ОККУЛЬТНОМУ) РЕМЕСЛУ
ВЕДЬМ В МЕНСЕ в 1988 году создала всемирную сеть представителей группы,
насчитывающую 8000 человек. Большинство членов этой организации —
американцы, но не все они ведьмы. С 1965 по 1988 год школа викки в
Нью-Берне, штат Северная Каролина, набрала около 50 000 человек на
заочные курсы, но большинство студентов не закончило обучение или не
прошло посвящения церковью викка, которой принадлежала школа (см.
ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА ВИК-КИ). Неизвестно, сколько человек занимается
колдовством самостоятельно. Число неоязыческих ведьм в Канаде
колеблется от 5000 до 10 000. Большинство из них живет в городах — в
Виктории, Ванкувере, Торонто, Монреале. Кроме того, еще около 5000
человек могут заниматься колдовством тайно. В Британии официально
насчитывается 10 000 ведьм, без учета тех, кто занимается народной
магией, или тех, кто не называет себя ведьмами. Повсюду, за исключением
западной культуры, колдуны, и мужчины и женщины, чаще всего считаются
злыми людьми. Индейцы навахо верят, что мужчины и женщины становятся
колдунами, чтобы получить богатство, вредить другим из зависти или
мести. Посвящение в колдовство сопровождается человеческим
жертвоприношением, обычно единоутробного брата или сестры посвящаемого.
Ведьмы грабят могилы, превращаются в животных, проводят по ночам
шабаши, поедают трупы и поражают тела жертв вредными субстанциями,
вызывая болезнь. Затем они требуют с жертвы плату за лечение. Этим
занимаются в основном мужчины, а также старые или бездетные женщины.
Среди индейцев племени шони, "лисы" и других племен востока Северной
Америки, мужчины и женщины, занимающиеся колдовством, организуют
общества с особыми ритуалами, включающими каннибализм. Верования
африканцев схожи с индейскими. Большинство сообществ верит, что ведьмы
— по меньшей мере нелюдимы и раздражительны, а в худшем случае злы.
Ведьмы мандари танцуют на могилах своих жертв, ведьмы лугбара танцуют
обнаженными, что считается крайне неприличным, ходят на руках, а не на
ногах и вообще ведут себя очень странно. Динка верят, что у ведьм есть
хвосты. Некоторые племена, к примеру, мандари, ньякуза и занде, верят,
что колдовство это врожденный дар, передающийся от родителей, и что
человек не может не совершать злые и антиобщественные поступки, если
они являются частью колдовства (см. АФРИКАНСКОЕ КОЛДОВСТВО).
См. также "СОВЕТ АМЕРИКАНСКИХ ВЕДЬМ"; МАГИЯ.






[ Вернуться назад ]

Энциклопедия Ведьм и Колдовства

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5148" > ВЕДЬМЫ (witches) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.27 секунды